Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Теплый март, холодный июль... живем дальше!

Общество
Наконец в Москве установилась по-настоящему летняя жара. Погода в этом году – одна из самых обсуждаемых тем, как среди СМИ, так и у обычных москвичей. О причинах необычного лета и об общих погодных тенденциях, «ВМ» рассказал Владимир Анатольевич Семенов - ведущий научный сотрудник Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН, член-корреспондент РАН.

Фото: Пресс-служба Климатического форума

О погодных аномалиях 2017

Не только лето было аномальным в этом году. Прежде всего, аномальным был март, о чем все уже успели забыть. В марте температура поднималась до 18 градусов - это было очень сильное отклонение от нормы. Однозначно сказать, почему у нас был такой теплый март и такой холодный июнь невозможно – на погоду влияет огромное количество факторов,  но есть несколько предположений.

Во-первых, свою роль сыграло огромное количество циклонов, которые проходили над Москвой. Циклон – это такой атмосферный вихрь, который своей западной оконечностью заносит в наш регион  холодный воздух с севера. В такие переходные сезоны как май и июнь в Москве уже успевает установиться достаточно теплая погода, а в Архангельске, например, к этому моменту только зима закончилась. Именно в такие сезоны циклоны, проходя над нами, приносят холодный воздух. Циклоны зарождаются над Северной Атлантикой. Как фактор более частого зарождения циклонов можно назвать аномальную разницу температур на поверхности океана, но так ли это или нет, можно точно ответить, только проведя эксперименты с климатической моделью и сравнив результаты со сложившейся ситуацией.

Вторая причина холодного лета – так называемое возвратное похолодание. В мае – июне приходят холода, это случается почти каждый год, также как и «бабье лето».

Третья причина холодного лета – ученые утверждают, что при глобальном потеплении есть тенденция смещения циклонов на север. Возможно, сейчас мы видим результат этого смещения. Холодный июль можно объяснить интенсивным скандинавским антициклоном, восточная часть которого в этом году приносила холодный воздух с севера.

Должен сказать, что с точки зрения климата это лето – ни июнь, ни июль не стали экстремально холодными. Да, они были не совсем типичны, возможно, непривычны для москвичей, но это не экстремальные температурные аномалии. Опять же, теплый март – является гораздо большей аномалией, но поскольку теплу после зимы все радуются, то никто значения этой аномалии не придал.

О пределах нормы и прогнозе погоды

Случившаяся в начале лета аномалия вполне укладывается в тот контекст общих изменений погоды в течение последних ста лет, который мы наблюдаем в Москве. В дальнейшем мы ожидаем следующие изменения – смещение циклонов, формирование стоячих атмосферных волн – в июне в Москве было холодно, а в Иркутске – жара, дальше на Дальнем Востоке опять прохладно и так далее, по всей стране идет нетипичное  изменение температуры по областям.   

Ожидаема ли была такая погода в Москве летом? Однозначно сказать, что мы ее предсказывали нельзя – но вероятность такого развития событий была. Вообще, если говорить о возможности долгосрочного прогноза, ученые могут обозначить какие-то общие тенденции и предсказать вероятность формирования того или иного климата, но чтобы  иметь возможность говорить о том, что установился нетипичный режим погоды с математической точностью, мы должны пожить в таких условиях хотя бы лет пятнадцать-двадцать.

Поэтому сейчас мы не можем говорить о том, какая будет осень и зима – сезонный прогноз в принципе достаточно сложен. С точностью можно предсказать только погоду на 2-3 дня вперед, но с точностью предсказывать погоду на месяц-два вперед – почти невозможно, так как предсказуемость полностью теряется через 10 дней, когда атмосфера «забывает» свое изначальное состояние. Но возможен статистический прогноз, основанный на наблюдениях прошлых лет. Такой прогноз сейчас есть на сайте Гидрометцентра России и многих прогностических центрах в других странах, но он все равно довольно приблизительный.

Существует два типа прогноза: прогноз с использованием изначальных условий, который учитывает актуальные на данный момент параметры погоды в какой-то конкретной точке - он довольно точен на ближайшие несколько дней.  А есть прогнозы на граничные условия – он направлен на выявление изменений характеристик погоды под воздействием изменений климата, глобальных тенденций, антропогенного воздействия.  Долгосрочные прогнозы могут дать лишь общую, среднюю картину грядущих изменений -  маловероятно, что мы сможем ответить на вопрос: будет ли в таком-то месте дождь такого-то числа следующего месяца? Поэтому рациональная постановка задачи долгосрочного прогноза сводится к определению глобальных аномалий циркуляции, например, таких как муссоны или пути циклонов.

О глобальном потеплении

Когда меня спрашивают, как я отношусь к глобальному потеплению, прежде всего, я хочу отметить, что глобальное потепление существует, это не миф и не «газетная утка» - это признанный факт. За последние сто лет в мире температура повысилась на 1 градус. Здесь важно учитывать, что 1 градус – это среднее общемировое значение, а в России потеплело в среднем на 2 градуса – это уже довольно ощутимый показатель. В последние тридцать лет потепление ускорилось – в Москве с 70-х годов в зимние месяцы стало теплее на 4-4,5 градуса. Конечно, для России глобальное потепление имеет много плюсов – смягчение погоды, уменьшение температурного контраста между зимой и летом. Страна у нас большая, так что регионы с крепкой русской зимой конечно  все равно останутся, но тенденция к потеплению продолжится. Так называемая «европейская зима», когда в зимние месяцы температура держится на уровне нуля – минус пяти градусов придет к нам, конечно, еще не скоро, но к концу 21 века это вполне ожидаемо.

Еще один положительный момент в глобальном потеплении - это развитие сельского хозяйства – растения хорошо реагируют на тепло и рост концентрации углекислого газа в атмосфере , так что урожай будет увеличиваться. Зона устойчивого земледелия будет увеличиваться и смещаться на север. На Северном морском пути растает лед, что облегчит там добычу ресурсов и их транспортировку, но с другой стороны, опять же, на севере будет таять мерзлота, разрушатся возведенные на ней постройки.  Помимо этого, если в средних и высоких широтах количество осадков увеличивается, то в тропических – уменьшается. Для юга России это может стать  проблемой.  И, конечно, нас ждет изменение режима атмосферной циркуляции – что подразумевает внезапные экстремальные изменения погоды. Таких явлений станет больше, потому что в атмосфере будет больше влаги, а влага – это скрытая теплота, скрытая энергия, которая превращается в  грозы и смерчи. Они станут более частыми – тогда в Москве климат станет как в Ставропольском крае. Атмосферной циркуляцией движет перепад температур между экватором и полюсами. С глобальным потеплением он будет уменьшаться, потому что температура в Арктике растет быстрее, чем в низких широтах. Это замедлит поток зональной атмосферной циркуляции, поэтому чаще станут формироваться стоячие атмосферные волны с перемежающимися вдоль широтного круга областями жаркой и прохладной погоды летом и аномально холодными и теплыми – зимой. 

Катастрофы не будет

Однако, в историческом контексте изменения климата, если брать период в, скажем, сто пятьдесят тысяч лет, периоды межледниковья были более теплыми, чем сейчас. Современное межледниковье началось 12 тысяч лет назад. Так вот, шесть тысяч лет назад температура была несколько выше, чем сейчас. А до этого, в прошлый период межледниковья, который был около 120 тысяч лет назад,  было, по всей видимости, еще теплее . Как мы видим, ни флора, ни фауна сейчас не меняются, белые медведи, например, никуда не исчезли, поэтому катастрофической опасности в современном глобальном потеплении как таковой нет и мы существуем в пределах нормы. Катастрофы не случится. Резкое похолодание было бы более опасно для нас.

Проблема в том, насколько быстро человек может адаптироваться к температурным изменениям. Важно изучать и  готовиться к возможным последствиям. Если говорить о причинах глобального потепления – в большей степени его вызывает человек, нежели естественные факторы. Прежде всего тем, что мы сжигаем ископаемое топливо – уголь и нефть. По реалистичным оценкам влияние человека на глобальное потепление – 50-60 процентов, а остальное приходится на естественную изменчивость. Ожидаемые изменения к концу 21 века – это увеличение температуры примерно на  3 градуса во всем мире, для России, соответственно, общее потепление составит 5-6 градусов, а зимой станет теплее на 10 градусов.

  Владимир Анатольевич Семенов,ведущий научный сотрудник Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН / Фото: igras.ru

О климатическом форуме

22 августа я буду принимать участие в сессии Климатического форума, посвященного тенденциям изменения климата. Мой доклад будет посвящен нелинейности климатических изменений – неожиданным закономерностям, которые существуют в погоде. Например, в начале 21 века у нас участились холодные зимы –  если помните, какие были морозы в 2006, 2010 году. Казалось бы, при условиях глобального потепления это не вписывается в общую картину. А этому есть закономерное объяснение – из за потепления изменилась площадь льда в Арктике, что в свою очередь поменяло атмосферную циркуляцию, что и привело к таким последствиям. То есть холодная зима есть следствие глобального потепления.  Об этом и других парадоксах можно будет узнать 21-22 августа на Климатическом форуме в Манеже. Приходите, будет интересно! Форум предполагает свободный вход и доступен для всех интересующихся темой. 

amp-next-page separator