Москвичка Надежда Борисова регулярно вместе с друзьями занимается йогой. Это отличный способ расслабиться и отвлечься от суеты большого города / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Свет и тени фитнес-индустрии. Кто зарабатывает на нашем желании выглядеть спортивно

Общество
Впереди Новый год, и многие москвичи хотят похудеть или набрать форму, чтобы красиво выглядеть на корпоративе. По данным Ассоциации профессионалов фитнеса, в столице посещают платные спортивные клубы уже около 12 процентов взрослого населения. В какую сторону столичный фитнес будет расти? Об этом рассуждают эксперты отрасли.

Что представляет из себя фитнес-индустрия столицы? Это циничный бизнес, призванный «выкачать деньги из населения» или реальная услуга, позволяющая набрать форму и улучшить здоровье? Понятие «фитнес» пришло в Россию в начале 1990-х.

— Создатели новой индустрии сразу попытались придать ей шарм занятия для богатых, — улыбается фитнес-тренер, кандидат в мастера спорта по тяжелой атлетике Виктор Кравец. — Ведь 1980-е были временем подвальных «качалок».

А «качок» был синонимом мелкого бандита.

Первый клуб мирового уровня в Москве открылся на улице Житной в 1993 году и снискал себе славу в среде «новых русских». Это был World Class — впоследствии лидер отечественной фитнес-индустрии. Таким образом, фитнес в Москве стал развиваться по так называемой английской модели, удовлетворяя потребности в физической активности сначала наиболее обеспеченных слоев населения, а уже потом — всех прочих. В США же, напротив, рынок вырос из маленьких и общедоступных тренажерных залов, во многом благодаря государственной поддержке и пропаганде здорового образа жизни.

— В Штатах первым фитнес-клубам государство обеспечило очень хорошие условия для развития, а у нас это на 100 процентов коммерческая среда, просто бизнес, — рассказывает маркетолог компании SFS-management Ольга Дивеева. — Впрочем, похоже, здоровье входит в моду и становится образом жизни.

Подключился средний класс

Вплоть до 2005 года московская индустрия фитнеса зарабатывала в основном за счет элитного сегмента. Но в середине «нулевых» стало ясно, что эта ниша практически заполнена. Столичным коммерсантам скорее пришлось, нежели захотелось обратить внимание и на средний ценовой сегмент рынка. А он, кстати, остается относительно свободным и по сей день. По данным консалтинговой компании «АМИКО Ресерч», сейчас он заполнен всего лишь на 20 процентов, что делает его наиболее перспективным.

Тем более что средний срок окупаемости вложений в фитнес-центр сейчас, по подсчетам экспертов, составляет два-три года.

Затем фитнес, что называется, пошел в массы.

Появились недорогие клубы: «Зебра», «Фитнес Гуру», WeGym, «Фитнес Тайм» и другие для относительно небогатых людей (см. инфографику).

Женщины сбросили лишние вес, выполняя простые упражнения в виде отжиманий, приседаний и наклонов всего по 30-40 минут в день. / Фото: Антон Гердо

Бицепсы со скидкой

А последний кризис, начавшийся в 2014 году, вывел на рынок первую дискаунт-сеть. За первый месяц занятий платишь 4500 рублей. За второй и последующие — всего 1500.

— В фитнесе 80 процентов спроса приходится на тренажерный зал, 20 процентов — на «надстройку» в виде бассейна и сауны, которыми не пользуются подавляющее большинство посещающих тренажерный зал, — пояснил владелец сети Тихон Косых. — При этом основные затраты приходятся как раз на содержание «дополнительной» инфраструктуры. Поэтому первым делом он отказался от бассейна, сауны, кабинета красоты и детской комнаты. Только зал, клиенты, и никакой толпы сотрудников.

Чтобы сократить издержки, Тихон решил открывать клубы исключительно в торговых центрах.

— Финансово-экономический кризис изменил отношение собственников к таким арендаторам, как мы, — они готовы видеть нас в качестве «якорей», — говорит Косых. При этом подойдет не любой ТЦ: нужны высокие потолки, бесплатная подземная парковка, витринные окна.

В последнее время на рынке наметилась и еще одна тенденция: старожилам стали составлять конкуренцию непрофессионалы. Особенно имеющие доступ к одному из ключевых для этого вида бизнеса ресурсов — объектам недвижимости с удобным расположением. Например, строительный концерн «Крост» развивает собственную сеть фитнес-клубов Else Club. Недавно группа компаний «МИАН» открыла сеть фитнес-клубов Terra-sport. Смысл прост: строится жилой комплекс, и тут же открывается клуб. Как сообщили в пресс-службе компании, планируется дальнейшее развитие сети и открытие новых клубов.

Появилась и еще одна тенденция: крупные игроки рынка, охваченные желанием заполучить клиентов среди представителей все более широких социальных слоев, уже ринулись на новые для себя территории. Так, в 2006 году Ольга Слуцкер, тогдашний президент сети World Class, а ныне президент «Русской Фитнес Группы», основала более демократичную сеть «ФизКульт».

Женщины сбросили лишние вес, выполняя простые упражнения в виде отжиманий, приседаний и наклонов всего по 30-40 минут в день. / Фото: Антон Гердо

Арендодатели очень жадны

Что мешает развитию фитнес-индустрии? Одна из главных проблем — слишком дорогая аренда.

— С одной стороны, понять девелоперов можно.

Они построили офис или торговый центр, взяв кредит в валюте. И отдавать тоже нужно в валюте, а курс доллара и евро, как известно, за последние три года вырос вдвое. Поэтому цену для фитнес-клубов они тоже выставляют в долларах.

А клубы ее просто не тянут, ведь доходы у них руб левые, — сетует Ольга Слуцкер. — С другой стороны, многие девелоперы, к сожалению, просто страдают жадностью. Проводя переговоры, я не перестаю повторять, что хороший, стабильный фитнес-клуб на первом этаже всегда увеличивает привлекательность вашего офиса или жилого комплекса. Люди хотят жить и работать там, где есть возможность поддерживать свою спортивную форму! Нишу клубов-дискаунтеров она оценила как очень перспективную.

— Доходы большинства населения действительно не растут. Поэтому когда появляется возможность тренироваться за 1,5–2 тысячи рублей в месяц — это великое благо, — считает Ольга Сергеева.

Проблема, по ее словам, в том, что эти клубы, чтобы окупаться, должны иметь очень высокую проходимость. А обеспечить ее сложно. Ведь многие небогатые люди, на которых подобный фитнес рассчитан, часто не настолько задумываются над своим здоровьем, чтобы ходить в спортзал. К тому же клубы-дискаунтеры вынуждены жестко экономить на персонале. Между тем тренажеры сейчас настолько сложные, что разобраться в них, не имея опыта занятий, очень проблематично. И возникает ситуация гипермаркета: много людей, много товаров, а продавцов не видно и спросить о качествах того или иного товара просто не у кого. Так и в спортзале. Неподготовленных покупателей фитнес-услуг отсутствие тренеров может отпугнуть.

Кстати, о тренерах…

Его задача — клиенток развлекать

Олеся три года проработала на ресепшен крупного фитнес-клуба.

— Все наши тренеры — молодые симпатичные качки, но спортивного образования никто не имеет. Только курсы, — рассказывает Олеся. — На самом деле их задача — не тренировать, а просто показать, как пользоваться тренажерами, и развлекать клиенток. Ну, знаешь, улыбка до ушей и сплошной позитив. В общем, важно создать атмосферу. Ты думаешь, в фитнес идут тренироваться? Большинство идет хорошо провести время: поболтать, посмеяться, посидеть в баре с белковым коктейлем. А потом всем рассказывать, что ты фитнесом занимаешься. Тех, кто занимается реально, меньшинство, и они, как правило, сами хорошо знают, что и как им делать, составляют себе программы сами.

Как пояснила Олеся, романы тренеров с клиентками — особенно женщинами за сорок — явление заурядное.

— Тут такие страсти кипят! Иногда даже мужья разбираться приезжают, — смеется Олеся. — Парни у нас хорошие, веселые, но профессионалами я бы их не назвала. Скорее — аниматорами. Помню к нам пришел дядечка лет 50, мастер спорта по спортивной гимнастике. Его не взяли: старый слишком, не накачанный. А нужны такие, чтоб клиенткам нравились! Ольга Слуцкер добавляет: — Проблема профессионализма кадров действительно существует. Не зря мы в наших сетях создали целую систему повышения квалификации тренерского состава, — пояснила эксперт. — На самом деле квалификация тренеров зависит от сети. Если это серьезная компания, то попасть на работу можно, только имея профессио нальное образование. Просто со спортивной фигурой — как единственным активом — вы не устроитесь.

Как пояснила Ольга Сергеевна, фитнес-индустрия Москвы — в плане подготовки тренерского состава — идет по пути Европы.

— В США, например, есть традиция, когда клиенты фитнес-клубов становятся тренерами на общественных началах, — пояснила эксперт. — В Европе все намного сложнее. Мы однажды открыли свой клуб в Монако, но тренеры не могли начать работу, пока не получили местные сертификаты. В Москве скорее, как в Европе. Успех занятий зависит не от тренажеров, а по большей части от наставника.

Откуда приходят тренеры в фитнес-индустрию? Как правило, это выпускники институтов физкультуры и «спортивных» техникумов.

— И всем им нужно сразу идти в специальные лицензированные школы, — рассказывает кандидат биологических наук, преподаватель лицея «Ученый фитнес» Александр Мирошников. — Потому что в клубах сейчас используется более двухсот разных тренажеров, о которых в Институте физкультуры даже не слышали.

По мнению Александра Борисовича, в большинстве известных московских клубов работают тренеры очень высокой квалификации.

— Да, ты не сможешь в приличном месте работать, если постоянно не проходишь курсы повышения квалификации, — поясняет эксперт. — Таков на рынке фитнес-услуг закон.

Денис Мирошниченко, эксперт портала openbusiness.ru, уверен: — Даже при высокой насыщенности они все еще обладают возможностями роста. В первую очередь это касается фитнес-клубов со стоимостью абонемента до 50 000 рублей, то есть представителей сегментов «Комфорт», «Эконом» и «Лоу-кост». Говоря о Москве, следует также отметить высокую насыщенность в пределах Центрального округа, в то время как окраинные спальные районы охвачены значительно меньше.

Как пояснил эксперт, уровень инвестиций в открытие фитнес-клуба значительно отличается в зависимости от ценового сегмента, в котором он планирует работать. На запуск проекта в сегменте «Премиум» может потребоваться более 200 млн рублей, для сегментов «Бизнес» и «Комфорт» эта сумма может находиться в пределах 80–100 млн рублей, а для небольшой фитнес-студии — всего 5–7 млн рублей. Такие средства есть даже у представителей малого бизнеса, а значит, «качалки» будут приходить и на окраины.

— Рост популярности фитнеса — общемировой тренд, — пояснил Мирошниченко. — К тому же здоровый образ жизни активно пропагандирует государство, что способствует развитию фитнес-услуг.

Кандидат социологических наук преподаватель МГУ Евгений Золотарев, добавляет: — Для немалой части москвичей посещение дорогого фитнес-клуба — это демонстрация социального статуса. Даже в условиях кризиса люди не готовы отказываться от фитнес-центров: в первую очередь это касается сегментов «Люкс» и «Премиум». Годовой абонемент в престижный спортивный клуб сегодня такой же атрибут благополучия, как дорогая иномарка. Отказаться психологически очень сложно.

Экипировка — это чистый маркетинг

Огромная часть фитнес-индустрии — производство экипировки. Майки, спортивные трусы, носки, кроссовки, сумки, перчатки… — Экипировка — это чистый маркетинг. Никакого отношения к успеху в занятиях она не имеет, — уверен фитнес-тренер Ярослав Лаушкин. — Больше того: она часто даже мешает.

Синтетические майки, которые почему-то выпускают известные бренды, например, не впитывают пот. Тело не дышит и во время занятий перегревается. Тем не менее почти в любом фитнес-центре — настоящий показ мод: люди хвастаются фирменными маечками. При этом, чтобы заниматься, вполне достаточно обычной хлопковой майки и шортов.

Впрочем, как пояснил эксперт, новая экипировка нередко служит стимулом… не бросать занятия. Особенно для женщин.

— Она покупает новые кроссовки или купальник для бассейна, и ей, конечно, хочется обновки надеть, — рассуждает Ярослав. — А куда надеть? В фитнес-центр. Правда, если других стимулов нет, то на одной смене экипировки долго не продержишься.

Отдельная история — спортивное питание. «Настоящий» фитнес-мен постоянно ест какие-то энергетические батончики, с важным видом рассуждает о витаминных комплексах.

— Индустрию фитнес-питания подкосила девальвация рубля, — пояснил Ярослав Лаушин. — Зато произошло импортозамещение — появилось много отечественных препаратов — например, аминокислотных. Качество их хуже, но цена приемлема. Правда, спортивное питание постепенно теряет популярность. Оно помогает набрать форму лишь в 10–15 процентах случаев.

Впрочем, как пояснил эксперт, сейчас набирает популярность еще одна тенденция: спортивное питание с доставкой на дом. Заказ — через интернет. Это уже не белковые препараты со вкусом ванили, а ресторанные блюда.

— Меню составляет диетолог. Он же рассчитывает калорийность, количество белков, жиров и углеводов, — поясняет Ярослав. — Как и в любом ретейле, здесь есть свои «бутики» с ограниченным количеством дорогих блюд, вроде запеченных крабов, и свои дискаунтеры, где выбор блюд огромен, и стоят они всего по 50–100 рублей. Вот только сегодня я заказал себе завтрак, обед и ужин на два дня. Блюда в холодильнике, буду разогревать по мере необходимости.

Как пояснил эксперт, спортивное питание давно ушло от куриной грудки. Появилось множество очень вкусных и полезных для здоровья блюд.

В общем, фитнес сегодня — это огромный бизнес. От «особых» стелек в кроссовки до сетей с миллиардными оборотами. «Фитнес — это вековечная мечта человека о бессмертном теле», — сказал однажды писатель Александр Проханов. Как и всякая настоящая мечта, она, конечно, недостижима. Но мы будем идти к ней всегда. А значит — фитнес-индустрия вечна.  

ПЯТЬ СОВЕТОВ

Как похудеть к Новому году

— Смените режим питания. Ешьте меньше, но чаще — через каждые три часа

— Пейте больше жидкости: не меньше 35 мг воды на килограмм массы тела в сутки

— Откажитесь от всего мучного, сладкого, жирного

— Делайте в день не меньше 10 тысяч шагов

— Регулярно тренируйтесь под присмотром тренера

По данным Ассоциации профессионалов фитнеса PFA

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

amp-next-page separator