Прикоснуться к чуду: святыни московских храмов
ВЕРИТЬ В ЛУЧШЕЕ
Традиция поклонения мощам восходит к давним временам, когда христиане собирали останки мучеников. На протяжении многих веков поклонение чудотворным святыням только усиливается. В то непростое время, которое выпало на нашу долю, нам так нужны духовные силы для того, чтобы просто оставаться человеком. Верить в лучшее, не терять надежду.
Нам часто кажется: чудо где-то там, за тридевять земель. И кто-то едет в дальний паломнический тур для того, чтобы приложиться к уникальной святыне. А кто-то ждет, когда сама святыня приедет к нам в Москву. Ведь сейчас стало возможно многое. И вот в Храме Христа Спасителя побывали и фрагмент Пояса Богородицы, и Дары волхвов, и мощи Святителя Николая. Каждый раз это, конечно, событие огромной важности. И люди стоят по многу часов в очереди для того, чтобы прошептать слова молитвы и свою заветную просьбу. Ведь все мы о чем-то, да просим Бога. И куда реже – благодарим.
А между тем, Он дает нам массу возможностей. Даже в том, чтобы укрепить свою веру, прикоснувшись к чудотворной иконе или мощевику. И в нашей родной Москве, например, хранятся ничуть не менее значимые и почитаемые святыни. И к ним можно приложиться прямо сейчас – без всяких очередей. Например, буквально в пяти минутах ходьбы от Храма Христа Спасителя, куда "приезжал" фрагмент Пояса Богородицы, находится храм Илии Пророка. Там бережно хранится - постоянно - такой же кусочек Пояса Богородицы... К нему можно приложиться в любой момент.
В эти дни Рождественского поста мы как-то особенно близки к чуду. И сейчас в храмах удивительно уютно и по-домашнему тепло. Потрескивают свечи, добро и печально смотрят темные глаза Божией Матери. Поставьте и вы свою свечу. Обязательно вспомните тех, кто ушел. Помолитесь за близких и любимых. И ваши молитвы Он непременно услышит.
Рождественская звезда
В холодную пору в местности, привычной скорее к жаре, чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе, Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти; мело, как только в пустыне может зимой мести. Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар из воловьих ноздрей, волхвы Балтазар, Гаспар, Мельхиор; их подарки, втащенные сюда. Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда. Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, на лежащего в яслях ребенка издалека, из глубины Вселенной, с другого ее конца, звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.Иосиф Бродский - 1963
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЧУДОТВОРНЫЕ СВЯТЫНИ, КОТОРЫЕ БЫВАЛИ В МОСКВЕ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Пояс Пресвятой Богородицы
Пояс Пресвятой Богородицы – уникальная реликвия, которую, по преданию, Дева Мария перед вознесением передала вместе с ризой двум иерусалимским вдовам. В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы».
В 2011 году часть пояса Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре, по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. Группа афонских монахов, сопровождающая пояс, на специально арендованном самолёте и специальных поездах за 39 дней посетила 14 городов и Серафимо-Дивеевский монастырь. Маршрут перемещения пояса Пресвятой Богородицы по России был специально определён в виде восьмиконечного православного креста. По приблизительным оценкам, поясу поклонились более 3,1 миллиона паломников.
Мощи Николая Чудотворца
Одно из важнейших событий 2017 года – возможность приложиться к мощам Святого Николая Чудотворца. Мощи Святого находились в России с 21 мая по 28 июля. Об этом договорились патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа Римский Франциск в ходе исторической встречи в Гаване. Мощи святителя Николая впервые покинули итальянский город Бари, где они находятся почти 930 лет. С 22 мая по 12 июля мощи Николая Чудотворца были доступны для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве, после чего их перевезли в Петербург.
ХРАМЫ МОСКВЫ, ХРАНЯЩИЕ ЧУДОТВОРНЫЕ СВЯТЫНИ
1. ХРАМ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В ЕНДОВЕ
Святыни храма:
- икона Божией Матери «Державная»
- икона прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких с частицами мощей;
- икона вмч. Пантелеймона с частицей мощей;
- икона прпп. Оптинских Старцев с частицами мощей;
- икона св. блгв. кн. Анны Кашинской с частицей мощей;
- частицы мощей вмч. Георгия Победоносца, свт. Феофана Затворника, прп. Серафима Саровского, св. блж. старицы Матроны Московской и др. святых;
- поклонный крест в молитвенное поминовение всех православных христиан, в лютую годину безбожия на островах Соловецких пострадавших.
Страницы истории
Храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове находится за Москвой-рекой, недалеко от Москворецкого моста и Балчуга, на улице Садовнической (историческое название — Нижние Садовники). Строительство первой деревянной церкви на этом месте относится ко времени Иоанна Грозного. Предположительно, храм был построен архиепископом Арсением Елассонским в 1612 году, прибывшим в Москву в 1588 году в составе константинопольского патриаршего посольства. Рядом с церковью располагался погост. Именно на этом месте вскоре по инициативе Ивана Грозного появился самый первый в Москве «царев кабак» для развлечения опричников. Что такое «ендова» или «яндова» — существует два значения этого слова, в честь какого из них назвали местность — неизвестно. Ендовами называли медные сосуды для древних хмельных напитков: пива, браги, меда. Другое толкование слова «ендова» — это ложбины, оставшиеся от старого русла Москвы-реки.
Архитектурная композиция церкви Георгия Победоносца в Ендове — одна из самых интересных в Замоскворечье. Небольшой четверик увенчан пятью главами, из которых центральная — световая. Стены храма — сочного красного цвета с белой отделкой, крыша покрыта зеленой черепицей. С восточной стороны к зданию церкви прилегает алтарь с боковыми апсидами. В прошлом в этих апсидах, имевших отдельные входы, размещались Никольский и Георгиевский приделы. Декоративное оформление фасадов церкви, множество деталей создают «узорочье», характерное для архитектурного стиля XVII века.
Храм оставался действующим до 1935 года. После закрытия в храме расположился запасник дирекции выставок Художественного фонда СССР, колокольня принадлежала управлению Минмонтажспецстроя. В 1960–1970 годах церковь великомученика Георгия была отреставрирована. В результате реставрационных работ возвращен первоначальный облик кровли с кокошниками, восстановлены наличники окон.
Деятельность Соловецкого подворья в Москве началась в июне 1992 года и заключалась тогда главным образом в подготовке совершившегося 20–22 августа 1992 года перенесения из Санкт-Петербурга на Соловки святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.
Особо чтимыми являются иконы Божией Матери «Державная» и «Неопалимая Купина». В храме находятся иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобных старцев Оптинских с частицами святых мощей. Почитаемая храмовая икона святого великомученика Георгия Победоносца поставлена в местный чин нового иконостаса в центральной части храма.
Ко дню совершения Святейшим Патриархом Алексием II Великого освящения храма из Соловецкого монастыря был доставлен ковчег с частицами святых мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученика Прокопия, священномученика Киприана и мученицы Иустины, мучениц Феодосии и Анастасии. Священноначалие обители приняло решение о попеременном пребывании святыни в монастыре и на Московском подворье. С июня по сентябрь мощевик находится в Соловецкой обители, с октября по май — в храме Московского подворья.
Икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей
Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность.
Преподобный Герман отплыл с острова и вскоре в устье реки Сумы встретил инока Зосиму, искавшего уединенного места. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Постепенно к преподобному присоединились еще несколько отшельников. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. Скончался преподобный Зосима 17 апреля 1478 года.
Молитва преподобным и богоносным отце нашим Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким Чудотворцам
О Преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечества нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующия, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.
Икона Богородицы «Неопалимая купина»
В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего ее огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.
Икона Богоматери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырехугольников с вогнутыми концами. Один из них — красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой — зеленого цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырехугольника изображены человек, лев, телец и орел, символизирующие четырех евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Ее плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошел Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.
Наиболее прославилась икона Божьей Матери «Неопалимая Купина» в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодными. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.
В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница — полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы «Неопалимая Купина» дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Ее иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.
О чем молятся перед образом
Об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.
Молитва к иконе Божьей Матери «Неопалимая купина»
О Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми мно-гоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоня-ющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой об-раз, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощ-ным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, ув-рачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосер-дия заступница, да всегда поем, вели-чаем и славим Тя, яко благую За-ступницу рода христианского, со все-ми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купина, затупи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого огня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Настоятель Храма архимандрит Мефодий (Морозов):
- Подворье в Москве – это представительство, своего рода посольство монастыря. Все, кто здесь несет послушание, являются иноками Соловецкого монастыря, мы живем по уставу обители. Большинство побывавших на Соловках ищет, где можно вновь соприкоснуться с их атмосферой, ведь Соловки обладают огромной притягательной силой. Если нет возможности приехать туда снова, можно побывать на маленьких Соловках в самом сердце Москвы, тоже на острове под названием Балчуг.
По сути дела, наше подворье – единственный так близко расположенный к Кремлю действующий православный монастырь. Отсюда до Красной площади – не более десяти минут ходьбы.
ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ
История церковного пения корнями уходит в глубокую древность. С религиозной точки зрения пение, как и речь, служит выражению высоких чувств богопочтения. Еще в ветхозаветные времена верили, что ангелы и люди поют одни и те же песнопения. В Священном Писании в явлениях святым и праведным людям ангелы представляются сонмом, разделенным на лики или хоры, поющим хвалу Богу. Пророк Исаия видел Серафимов, окруживших Престол Божий и взывающих друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3). Пение ангелов слышал пророк Иезекииль. Апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе неоднократно упоминает о пении блаженных небожителей. Первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь.
СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ В НУМИЗМАТИКЕ
На обороте российской купюры достоинством 500 рублей (модификации до 2010 года) изображался Соловецкий монастырь со стороны Святого озера. Вопреки существующему заблуждению, щипцовая кровля заменена «голландскими» скатными крышами до революции.
С 6 сентября 2011 года в России введена в обращение купюра модификации 2010 года, на реверсе которой изображение Соловецкого монастыря существенно изменено: удалено судно, которое ранее двигалось по Святому озеру (такого класса суда никогда не использовались монахами и местными жителями), а также изменен ракурс изображения монастыря, за основу взят современный вид сооружения.
БЕРЕЗА-КРЕСТ НА СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВАХ
Береза-крест - достопримечательность острова Анзер.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Тонконогов, фотограф:
- Для меня, например, куда убедительнее выглядят чудеса нерукотворные. Вот смотрите. Видите эту березку в виде креста. Со стороны, конечно, вроде ничего особенного. Разные вырастают на земле деревья... Но вот предыстория. На том месте, где она растет в двадцатые годы хоронили монахов, расстрелянных большевиками или умерших на каторге. Крестов, конечно, не ставили. А те что вдруг появлялись на могилах - тут же сносили. Вот тогда сама природа поставила здесь этот крест.
2. ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА ГОРОХОВОМ ПОЛЕ
Святыни храма:
- крест-мощевик с частицами мощей св. Николая, прп. Сергия Радонежского, прав. Симеона-богоприимца, св. Андрея Критского и других угодников Божиих, частицей Гроба Господня, частицей гроба Божией Матери и частицей Животворящего Креста Господня;
- икона Божией Матери «Нечаянная радость»;
- икона Божией Матери «Державная»;
- икона св. Николая.
Страницы истории
В уютных московских переулках Басманного района много удивительных храмов, каждый из которых имеет свою уникальную историю, свой неповторимый образ. Один из них — храм Вознесения Господня на Гороховом поле, относящийся к Богоявленскому благочинию. По древнему московскому преданию, храм существовал здесь с начала XVII века, со времени царя Михаила Федоровича Романова.
Название местности, где расположен храм, произошло от расположенного здесь Казенного горохового поля. Сначала местность называлась просто «полем», или «Басманным полем», и в первый раз в 1718 году названа «Гороховым полем». Его пересекали две тропинки, которые позже стали улицами Вознесенской (Радио) и Гороховой (Казакова). На пересечении этих улиц и была построена церковь Вознесения Господня на Гороховом поле.
Владельцем этих земель был граф Гавриил Иванович Головкин. В 1731 году, будучи в чине государственного канцлера, тайного советника, разных орденов кавалера и графа, живя здесь со своими детьми и внуками, он пожелал иметь при своем доме (домовую) церковь и подал о том прошение на имя императрицы Анны Иоанновны. Разрешение было получено, и почти через два года, в 1733 году деревянная церковь была построена и освящена.
В 1743 году усадьба стала принадлежать графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. Граф А. Г. Разумовский, заботясь об устройстве своего дома, не забывал Вознесенской церкви и ее священнослужителей.
Ко второй половине XVIII в. Гороховое поле уже не стало в собственном смысле полем. Вся местность поля стала застраиваться русскими знатными и именитыми людьми. Здесь сгруппировалась вся знать XVIII в. И живописная местность украсилась красивыми дворцами именитых людей — Салтыковых, Головиных, Шереметьевых, Долгоруких.
Население прилежащих мест значительно увеличилось, и церковь перестала вмещать молящихся. В начале 1770-х годов встал вопрос о ее перестройке.
Стоявшая на главной аллее парка Разумовского дворца старая церковь была снесена. На ее месте знаменитым архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым построена новая. Именно поэтому в 1939 году улица Гороховая была переименована в улицу Казакова, в честь 200-летия зодчего.
Вознесенская улица, получившая название по исконно московской традиции по названию церкви, была переименована в улицу Радио в 1929 году в связи с радиофикацией города и радиостанцией, построенной на ней.
Существует устное предание, что посвящение правого придела святителю Николаю Чудотворцу было пожеланием основного вкладчика средств в строительство храма — Николая Никитича Демидова, тем более что церковь, посвященная покровителю его отца — Никите Мученику, уже была поблизости на Старой Басманной улице.
Церковь построена кораблем: храм, трапезная и примыкающая к ней трехъярусная колокольня над западным входом расположены на одной оси, и пространство храма вытянуто в длину. Собственно храм — круглый в плане, с вертикальной осью. Величественный храм увенчивает казаковская миниатюрная ротондочка, а грациозная колокольня-шпиль украшена сверкающими звездочками.
При советской власти в 1933 году храм закрыли и передали здание под клуб Аэродинамического института, потом в нем были размещены слесарная мастерская, типография. Местонахождение вывезенных из церкви икон и утвари неизвестно.
В 1941 году в здание храма попала авиабомба, повредившая купол, в стене появилась трещина.
После почти семидесятилетнего запустения храм был передан с большими трудностями Русской Православной Церкви в 1992 году.
Одно из недавних чудес в храме — мироточение иконы Государя Николая II. Вот какие события предшествовали этому чуду. В ноябре 1998 года хранителем Олегом Ивановичем Бельченко в церковь был передан Образ Св. Царя Мученика Страстотерпца Николая II.
Настоятель храма, приняв икону благоверного Царя Мученика, прочитал акафисты Божией Матери Державной и Государю Св. Царю Страстотерпцу. Икона Государя обильно мироточила, храм наполнился благоуханием.
Протоиерей Василий Голованов уверен, что мироточивый образ Царя оказался в храме Вознесения на Гороховом поле не случайно. Есть устные свидетельства очевидцев, что на второй этаж священнического дома, расположенного ранее среди других приходских построек правее храма, вела дубовая с широкими ступенями «Золотая царская лестница». По ней сам Государь Николай Александрович хаживал. Неоднократно входил и в сам храм (Вознесения Господня), где в иконостасе Никольского придела располагалась икона Федоровской Божией Матери, покровительница Дома Романовых.
Его Святейшеством Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II на рапорте настоятеля храма о факте мироточения образа Государя Страстотерпца Николая II была начертана резолюция: «Мироточение святых икон мы рассматриваем как проявление милости Божией к нам в это трудное время, в котором мы живем».
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
Алла Васильевна Дьякова, в доме которой замироточила икона Николая Второго:
7 ноября (1998) в 12 часов 28 минут... икона замироточила. Миро истекало из отверстия стыка верхних и боковых планок киота. В верхнем правом углу шли отчетливые зигзагообразные струи, их было три. Они шли не сверху вниз, а от внешней стороны рамки киота к внутренней, к лику Государя — против всех законов физики. Рядом шла четвертая, широкая, и она уже достигла середины высоты рамки. С левой стороны рамки текли две параллельные струи, которые, не доходя до низа, прерывались на одном месте и вновь продолжали свое течение чуть ниже. С этой стороны течение было настолько обильным, что пришлось подставить блюдце. Несказанный аромат наполнял комнату.
...
Мы заторопились в храм Вознесенья Господня на Гороховом поле, так как именно туда мы несли икону. Весь наш путь на улице, в метро, на эскалаторе, в вагоне нас сопровождало сильнейшее благоухание. Пальто Олега Ивановича так пропиталось этим дивным ароматом, что запах потом держался несколько дней. Придя в храм, мы встретили очень теплый прием. Чувствовалось, что нас ждали и волновались, что мы так опаздываем. Настоятель храма протоиерей Василий Голованов благоговейно взял икону, приложился и положил ее на праздничный аналой. Пришли мы во время елеопомазания. Прихожане, находившиеся в храме подходя к о. Василию на помазание, прикладывались к иконе. После службы настоятель объявил, что будет читать акафист Державной иконе Божией Матери и Царю – мученику. Во время пения акафиста все прихожане пели, помогая батюшке. Служба была необыкновенно праздничная, радостная.
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ»
Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой в день отречения царя-мученика Николая II от престола. Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь. Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав ее рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую черную икону Божией Матери. Когда ее отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире. В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии было установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля, но затем о ней забыли. Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.
Молитва Пресвятой Богородице «Державной»
Мира Заступнице, Мати всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую церковь нашу православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево; Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая, избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарно воспевающе величие Твое, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
3. ХРАМ ИЛИИ ПРОРОКА
Святыни храма:
- частица пояса Пресвятой Богородицы - находится в ковчеге со святыми мощами;
- храмовая икона «Огненное восхождение Илии Пророка»;
- чудотворные иконы Божией Матери: «Нечаянная Радость», «Милостивая», Владимирская;
- иконы местного ряда иконостаса: Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери (XVII в.);
- иконы сщмч. Ермогена, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского с частицами мощей, чтимая Феодоровская икона Божией Матери;
- ковчеги с частицами мощей многих святых угодников;
- пасхальное облачение из храма Христа Спасителя;
- частица мощей свт. Афанасия Ковровского.
Страницы истории
В переулках улицы Остоженка стоит уникальный старинный храм Илии Пророка. Именно здесь постоянно находится частичка Пояса Богородицы — того самого, что в ноябре 2011 года был в храме Христа Спасителя. Здесь же, «у Ильи», есть и частица Древа Животворящего Креста, кусочек Гроба Господня, чудотворные иконы и ковчег с мощами многих святых.
Возведенная в 1592 году, церковь первоначально была деревянной. Строительство совершилось за один день — «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем — Обыденскими. По легенде, построена она была в честь Пророка Илии по случаю долгой засухи, завершившейся благодатным дождем. Но какова была по своей архитектуре и внутреннему устройству Обыденная деревянная церковь Илии пророка в XVII столетии — неизвестно.
Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали Предстоятели Русской Православной Церкви.
В 1702 году по проекту архитектора И. Зарудного на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям 300 лет.
В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. На протяжении всей своей истории Ильинский храм ни разу не закрывался и в советское время собирал прихожан многих закрытых московских храмов. По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло — началась война.
Чудесно его внутреннее убранство. Множество намоленных икон, собранных за три с лишним столетия, и каждая заслуживает отдельного рассказа.
Главная святыня храма — чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» была привезена сюда в 1944 году. С тех пор каждую пятницу вечером перед этой святой иконой совершается пение акафиста.
Петровское барокко
Петровское барокко было характерно для церковной архитектуры на заре XVIII столетия. Оно выражало веяния новой эпохи. Данный стиль характеризуется ясностью, строгостью, правильностью, но вместе с тем в нем заметна доля романтизма. При всех явно заметных заимствованиях, этот стиль несет в себе очень много индивидуальных черт. Более того, здания той эпохи не имеют в мире аналогов, они оригинальны. Фасады строений, хоть и относительно простые, но в то же время нарядные и весьма представительные. На них нет громоздких и тяжеловесных украшений, при этом выразительность достигнута минимальными деталями. Церкви выглядят сдержанно и практично. Храмы в стиле Петровского барокко напоминают корабль: длинный притвор, колокольня и само здание располагаются на одной оси. Таков и Храм Пророка Илии в Обыденском переулке.
Как решилась судьба храма в тридцатые годы
Протокол № 3 заседания Постоянной Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК 26 мая 1932 г. (присутствовали члены Комиссии — Смидович, Воробьев, Полянский, Олещук) гласит:
«11. Слушали: Постановление Президиума Мособлисполкома от 20.III–1932 г. о ликвидации церкви Ильи в Обыденском пер. в гор. Москве (№ М–35).
Постановили: Постановление Президиума Мособлисполкома отменить, указанную церковь оставить в пользовании верующих».
Память
11 декабря Церковь чтит память священномученика Серафима Чичагова.
В Обыденском храме хранятся иконы, написанные митрополитом Серафимом.
Входящего в Обыденский храм встречает распростертыми объятиями Спаситель в белом хитоне, словно говорящий «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28)… На стене напротив главного алтаря висит большая икона преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне. Рядом — образ святого, создавшего эти две иконы, и еще один, на котором священномученик Серафим изображен передающим царю-страстотерпцу Николаю свой труд, Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.
Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) (1856, Санкт-Петербург — 1937, Бутовский полигон, Московская область) — епископ Русской православной церкви; с февраля 1928 года митрополит Ленинградский.
Прославлен в лике святых священномучеников Русской православной церковью в 1997 году.
ИЗ ПИСЬМА СЕРАФИМА ЧИЧАГОВА
Пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства. Никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло своё положение! Все то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие — содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства, и ещё немного, сектантство возьмет верх… Никого и нет, кто бы мог понять наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчёт в происходящем… Время благоприятное пропущено, болезнь духа охватила весь государственный организм, перелома болезни больше не может случиться и духовенство катится в пропасть, без сопротивления и сил для противодействия. Ещё год — и не будет даже простого народа около нас, все восстанет, все откажется от таких безумных и отвратительных руководителей… Что же может быть с государством? Оно погибнет вместе с нами! Теперь уже безразлично, какой Синод, какие Прокуроры, какие Семинарии и Академии; всё охвачено агонией, и смерть наша приближается». 14 ноября 1910 года.
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ФЕОДОРОВСКАЯ»
История образа
Первые сведения об этой иконе восходят к XII веку и связаны с памятью святого великомученика Феодора Стратилата — воина, пострадавшего и обезглавленного за веру во Христа в IV веке. Предание говорит, что святой Феодор Стратилат неоднократно приносил эту святую икону людям после татарских разорений. Потому-то ее первоначальное название — Феодоровская.
После построения в Костроме специально для этой иконы Успенского собора с приделом в честь святого Феодора Стратилата она стала известна как Феодоровская-Костромская.
Феодоровская икона в Храме Илии Пророка
Образ Божией Матери «Феодоровская» является точным «подобием» древней святыни костромских земель, сохраняющим своеобразный рисунок лика, в серебряном окладе. Этот образ, связанный с прославлением на царство Михаила Феодоровича в 1613 году, особо почитался в царском роду Романовых, и известно множество списков с него как во второй половине XVIII века, так и позднее, к 300-летию дома Романовых.
О чем молятся перед образом
О помощи при родах.
Молитва к иконе Божьей Матери «Феодоровская»
К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Климент, митрополит Калужский и Боровский:
В каждом московском храме есть иконы Божией Матери. Разные списки. Разные иконографические изображения. Среди них немало чудотворных, особо почитаемых икон. У нас на Руси Божия Матерь явила особые милость и заступление, помогала людям, а наш народ всегда любил Божию Матерь. И не зря Русь считали Домом Пресвятой Богородицы.
В нашей истории есть множество примеров чудесной помощи Божией Матери, явленной через ее иконы. Так было и при знаменитом стоянии на Угре в 1480 году, когда после молитв перед Владимирской иконой Божией Матери Русь была спасена, а Калужскую землю стали называть поясом Пресвятой Богородицы.
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
История образа
Первые упоминания о самой иконе относятся к 1830-м годам, однако событие, которое дало повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Дмитрием Ростовским. Некий лихой человек вел грешную жизнь, но тем не менее благоговейно почитал Пречистую, ежедневно молясь перед ее образом. Однажды, собравшись «идти для преступного дела», он помолился и вдруг увидел, как у Богомладенца стали кровоточить раны на руках, ногах и в боку; и он услышал глас Пречистой: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете меня Милосерд-ной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, и с той поры вернулся к честной и благочестивой жизни.
«Нечаянная Радость» в храме Илии Пророка
Доподлинно неизвестно, как попала в храм чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Скорее всего, именно эта икона пребывала в Константино-Еленинской церкви в Тайнинском саду Московского Кремля, разрушенной в 1928 году. Оттуда вместе с другими множественными святынями Москвы она попала в Воскресенскую церковь в Сокольниках. Со временем многие иконы из Сокольников начали возвращаться в уцелевшие московские храмы. Тогдашний настоятель «Ильи Обыденного» протоиерей Александр Толгский получил благословение Патриарха Сергия, и в 1944 году икона была торжественно перенесена в храм Илии Пророка. Это событие произошло в пятницу, и с тех пор по пятницам служится торжественный соборный акафист перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».
О чем молятся перед образом Божьей Матери «Нечаянная Радость»
Многие сотни людей на протяжении веков молились этому чудотворному образу, обращаясь к Пречистой Деве с верой и в надежде получить нечаянную радость прощения и благодатного утешения, помощь в делах, об обращении заблудших, об утверждении в вере, особенно молясь за своих детей. Образ Божией Матери «Нечаянная Радость» напоминает православным христианам о покаянии, о милосердии Господа Иисуса Христа.
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Нечаянная радость»
Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.Кондак 1
Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала еси о человеце, присно во гресех пребывающем; мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Ти сице: Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; Радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая. Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая; Радуйся, нечаянную радость спасения им подающая. Радуйся,предстательством Твоим весь мир спасающая; Радуйся, вся наша печали утоляющая. Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающая; Радуйся, житие наше добреустрояющая. Радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая; Радуйся, Радость всему миру родившая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.Икос 1