Паспорт и права могут заменить индивидуальным номером. И как вам?
Наталья Касперская, сооснователь компании «Лаборатория Касперского»:
— Это одно из средств тотального сбора информации. Человеком, о котором знают все, очень легко управлять. Я считаю, что это очень рискованный шаг с точки зрения информационной безопасности. Даже сейчас, несмотря на многочисленные средства защиты, гарантировать сохранность данных мы не можем. Создание абсолютно защищенной системы невозможно даже теоретически. А значит, безопасность данных зависит от их ценности. И чем «вкуснее» объект, тем интенсивнее его будут атаковать. Кроме того, единая база будет стоить намного дороже, чем, скажем, отдельно сведения о паспорте и водительских правах. Значит, если все же произойдет утечка, то у злоумышленников окажутся все данные о человеке.
Дарья Милославская, член Общественной палаты, председатель Совета некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество»:
— Я не вижу в этой идее ничего оригинального. Многие развитые страны выбрали такой путь. Самый лучший пример — Эстония. В ней у каждого гражданина есть карточка, по которой можно сделать практически все: открыть счет в банке, пересечь границу и даже устроиться на работу. Введение единого номера не нарушает никаких прав.
Всеволод Чаплин, протоиерей:
— Я уже слышал подобные предложения. Люди выступают против них уже около двух десятилетий. Человеку приятнее и удобнее общаться с государством с помощью своего имени в сочетании с каким-либо документом, нежели с помощью номера. Еще в ходе Нюрнбергского трибунала говорилось, что общение с человеком при помощи номера — бесчеловечно. Эту практику применяли в концлагерях. И осуждают ее вовсе не случайно. Люди обычно не протестуют против того, чтобы различным документам присваивались номера. Но когда номер присваивается самому человеку — это иное. И конечно, вызывает у многих справедливое неприятие. Человек — это личность. У него есть имя. И он рассчитывает, что к нему будут относиться как к человеку, а не как к узлу управляемой технической системы. Присвоение номеров может стать еще одним кирпичиком в здании обезличенной электронной системы, которая будет не просто отслеживать действия людей, но и управлять ими. Тотальный сбор информации — это мощный инструмент. Он может использоваться для того, чтобы вынудить человека к исполнению любых политических условий, которые выставят национальные или международные власти. Поэтому мы рискуем оказаться в таком положении, что не сможем не выполнить эти условия. Ведь те, у кого в руках будет контроль над единой базой, будет способен отрезать нас от всех социальных благ. От пенсии, от работы, даже от покупки продуктов. Недавно верующие подписали письмо президенту с просьбой изменить недавно принятый закон, разрешающий банкам создание единой базы. Она ведь может использоваться для накопления данных не только в масштабах страны, но и мира. Это слишком мощный инструмент.
Ольга Павлова, преподаватель:
— Все зависит от того, в каком виде будет представлен номер. Если суть предложения в том, чтобы просто объединить все индивидуальные документы в один, то я не против. Это здорово уменьшит бумажную волокиту и освободит довольно много времени для человека. Ведь сейчас у каждого столько разного рода бумажек и карточек, что в них очень сложно не запутаться. С другой стороны, современные технологии дошли до того, что стало возможным вживление электронных чипов под кожу. И это меня вовсе не устраивает. Не хочется, чтобы у меня в организме было какое-то электронное устройство. Помимо этого, в таких крупных городах, как Москва, проблема нехватки личного пространства стоит особенно остро. И мне некомфортно будет думать, что я «под колпаком». Я не хочу неожиданно оказаться в мире, где невозможно даже пройти через турникет в метро без того, чтобы об этом не узнал «большой брат».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!