Мастера народных промыслов готовятся к Масленице
Редакция «Вечерней Москвы» вместе с Московским домом национальностей уже полгода ведет проект «Ассамблея народных ремесел».
Его задача — поддержать мастеров, которые творят в национальном стиле. Для таких работников масленичные гулянья — возможность проводить мастер-классы, находить учеников и покупателей. Посетители, особенно туристы, редко уходят с таких мероприятий без сувениров. Это доказал фестиваль «Путешествие в Рождество». На «круглом столе» в редакции обсудили, какие уроки можно из него извлечь.
— Больше всего народу собиралось возле кузнецов и стеклодувов — зимой привлекает внимание работа с огнем, — рассказала Мария Круглова, заведующая кафедрой Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова, временно исполняющая обязанности президента «Союза кузнецов». — Но пользовались успехом и мастер-классы кружевниц, валяльщиков, резчиков по дереву. Каждый день через площадки, где работали мастера, проходило до миллиона посетителей.
Не боятся ли профессионалы, что после такого массового экспресс-обучения у них появится много скороспелых конкурентов? — Не боимся! — говорит Василий Вдовин, член Московского союза художников, директор концертно-выставочного зала «В доме Нащокина». — Рынок сам отсеет плохие работы.
Керамика, резные ложки и войлочные изделия — вот что охотнее всего покупали на фестивале. Денис Прикарев, президент Международного союза ремесленников, объясняет успех валяльщиков стереотипами о России: «Из холодной страны туристам хотелось увезти сувенир, который навевает мысль о тепле». Он считает, что впредь надо устраивать больше кузнечных мастер-классов, хотя это и непросто из-за требований техники безопасности.
— В среднем посетитель московских гуляний готов потратить на сувениры до тысячи рублей, — делится подсчетами Алексей Кыласов, директор Центра экономики культуры Института наследия имени Д. С. Лихачева. — Но выгода от праздников измеряется не только деньгами, которые там оставляют. Может, у человека не было с собой денег, но он заинтересовался, взял у кузнеца визитку, придет к нему в мастерскую потом.
Так что инвестиции в городские мероприятия — лучшая поддержка ремесленников.
Программу масленичных гуляний можно найти на сайте mos.ru (раздел «Афиша», рубрика «Фестивали»).
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Тарасов, директор Московского дома Национальностей:
— 2019 год объявлен Годом народных художественных промыслов и ремесел. 14 декабря 2017 года правительство РФ утвердило план мероприятий («дорожную карту»). А наша с «Вечерней Москвой» «Ассамблея народных ремесел» началась еще в августе. Так что мы стали первопроходцами.
ПЕРВЫМИ БЫЛИ ПОРТНЫЕ
Какие ремесла человек освоил первыми, «ВМ» решила разузнать у эксперта. Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН, считает, что сначала хомо сапиенс научился шить.
— Ведь нужно было одеваться, а значит, сшивать шкуры животных, — пояснил Тишков. — С другой стороны, чтобы этих животных добыть, нужно было изготовить охотничье оружие. Например, каменный топор.
Но, насколько я знаю, у древних людей не было специализации, каждый делал оружие сам, как умел. Отдельной профессии — вроде нынешнего плотника — не было. Зато существовало ремесло охотника. А позднее — рыбака.
Но изготовление снастей для ловли тоже не было тогда профессией — каждый делал их сам.
— Я бы не стал называть ремеслом и работу древнего художника, который рисовал на стенах пещеры животных. Рисование тогда имело сакральный смысл, близкий к религиозному. Ведь люди не просто изображали животных. Они символически пронзали их копьями и убивали топором, чтобы потом поразить на реальной охоте. Так что первыми ремесленниками, пожалуй, были все-таки портные.