Кабаны, обитающие в бесхозном зоопарке, обречены остаться в нем навсегда. Вывозить их запрещают правила, введенные из-за чумы свиней / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Люди и звери. Что происходит с контактными зоопарками, когда их бросают на произвол судьбы

Общество
В редакцию «Вечерней Москвы» обратились жители подмосковного села Левково. Они рассказали, что неподалеку от их населенного пункта уже несколько лет находится заброшенный зоопарк, в котором обитают кабаны и олени. По словам очевидцев, забытые своими владельцами животные существуют в ужасных условиях: питаются только тем кормом, который приносят им сердобольные граждане. «ВМ» решила разобраться в ситуации.

Обычно у кабана глаза сердитые. Природа такая. И его нос-рыльце далек от очаровательной «кнопки» сказочного Пятачка. Но у этого кабанчика в глазах такая тоска, что хочется его обнять и погладить по щетинке. Обнять кабанчика, правда, страшно. Но мы же в контактном зоопарке. Правда, не простом. А в том, который бросили. По сути — предав тех, кого сначала приручили...

Впрочем, по порядку. До нашей редакции долетела новость, что в Пушкинском районе Московской области один из таких контактных зоопарков просто бросили. А потому — гуляй не хочу: обитают в нем звери, всеми забытые, перелезь через заборчик — да и прикасайся к прекрасному, сколько душе твоей угодно. Только тревожным показалось известие. Как-то не по-людски все это, разве не так?

Маршрут до загадочного не то заповедника, не то зоопарка оказался несложен. Добираешься на электричке до Пушкина, оттуда автобусом едешь в сторону Красноармейска. Главное — не пропустить на пути к нему малозаметный поворот к селу Левково. Вот наконец и оно — вполне живописное, от жары — тихое, полусонное. И где тут оленей искать? «Источником знаний» стала для корреспондентов «ВМ» продавщица овощного лотка Инна Матвеевна.

— Скажите, а правда, у вас здесь оленей можно покормить свободно?

— Конечно, можно, без проблем. Идите по дороге до Левкова-3, — Инна Матвеевна указала рукой на уходящую вглубь села асфальтовую дорогу. — Пройдете бывшую «Асторию», это, собственно, их территория, вдоль железного забора. Там главное — поворот не пропустить.

— А что за «Астория» такая? И почему олени — их? — интересуемся мы.

Оказалось, у «Астории» этой своя история. Пять лет назад в селе работал отель «Астория-1», на территории которого и существовал контактный зоопарк. Здесь обитали и олени, и кабаны, и зверята поменьше. Была у «Астории» даже своя конюшня. Но отель закрылся, а судьбой четвероногих никто особенно не озаботился — лошадей быстро продали, а вот кабанов с оленями так и оставили жить на огороженном участке.

Кабаны вылезают иногда за пределы территории и бегают в поисках еды / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

— Туда теперь регулярно народ съезжается, вроде вас, покормить животных. Уж больно они голодные. Кабаны вылезают иногда за пределы территории и бегают в поисках еды, — рассказывала Инна Матвеевна. — Был даже случай забавный. Приехали молодожены, хотели красивое фото в окрестностях снять, тут поле есть замечательное. Невеста села, платье разложила вокруг — красота. Приготовилась к съемке! А тут из кустов целое семейство выбегает — кабанята с мамкой-кабанихой. Ну и давай они по платью шастать, гостей гонять. Невеста кричит, а никто помогать не торопится — кабаны же, страшно! В итоге свинки сами убежали.

Посмеявшись над рассказом, мы двинулись в путь. Вот и металлический забор с колючей проволокой. Перед оградой стояла машина, в ней — молодая женщина с грудным ребенком.

— Вы тоже на оленей посмотреть приехали?

— Да, увидела в интернете, что есть такое место, и очень заинтересовалась. Все правда! Очень здорово — и олени там, и кабанчики. Но я не думала, что все так...

Светлана Резникова приехала в Левково из Ивантеевки. А как — «так», мы поняли и без дальнейших объяснений. Почти все пространство вокруг запертых ворот, за которыми начинался лесной массив и бродили олени и несколько кабанов, было завалено пластиковыми пакетами, упаковками от магазинных овощей, хламом. Мусор был повсюду. Часть его успели разворошить кабаны.

— Голодные они. Только к ограде подходишь — сразу кидаются, выпрашивают еду. Кто их до такого состояния довел?

Света вздохнула и уехала, а мы отправились к зверятам.

Купленные заранее яблоки и морковки сделали свое дело: олени хоть и поглядывали на нас подозрительно, но к забору подошли. Кабанам же особого приглашения не понадобилось — едва увидев в наших руках еду, они со всех своих копытец бросились к нам. Так и удалось их рассмотреть... Нельзя сказать, что они были в идеальном состоянии, особенно на фоне лощеных сородичей из столичных и подмосковных зоопарков, но и изможденными тоже не выглядели. Словно в подтверждение тому, что здесь им не так уж плохо живется, из кустов выскочили три полосатых поросенка и принялись кружить вокруг нас.

После общения со зверятами мы решили отправиться в комплекс «Астория-1» и узнать, кто же заведует этим местом и почему за обитателями зоопарка никто не ухаживает. Но тут нам рады не были. Не пожелавший представиться охранник на все вопросы отвечал как партизан: что происходит — не знаю, кто территорией владеет — не ведаю. Правда, спустя какое-то время он сдался и назвал нам телефон некоего Николая Ивановича, который, по его словам, способен пролить свет на происходящее в «Астории-1».

Пытаясь дозвониться до него, мы «нарезали» круги по Левкову. И у тех, кого встречали, спрашивали — не помнят ли они детали закрытия «Астории-1». Большинство местных жителей оказались на воспоминания скупы до изумления. Да, дескать, был отель. И олени с кабанами при нем были. А после закрытия все бросили, вот и остались животные жить, как могут. Впрочем, одна деталь повторялась почти во всех рассказах — кто-то раз или два в месяц обязательно приезжает и привозит с собой мешки корма.

Кабаны вылезают иногда за пределы территории и бегают в поисках еды / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

А потом мы встретили местного жителя Максима Коломейцева. Он единственный, кто говорил с нами охотно и поделился своими впечатлениями.

— Животные эти — местная достопримечательность, посмотреть на которую приезжают из Москвы, Пушкинского, Щелковского и даже Сергиево-Посадского районов, — пояснил Максим. — А кто за это все отвечает — вряд ли узнаете. Когда «Астория» закрывалась, ее старые хозяева начали делить. Они сами-то не из России были! Поэтому за отелем управляющий смотрит, и, хотя появляется он редко, территория в порядке — газон стригут, крышу чинят, камеры новые как-то вешали. А в мае забор новый соорудили. Слухи ходят, в следующем году снова работать начнут.

Ну, Максим, спасибо за информацию! А вот и Николай Иванович трубку взял, как славно!

Наш собеседник оказался одним из заместителей нынешнего директора «Астории» и согласился объяснить, в чьем «ведении» находятся местные олени и кабаны.

— Когда «Астория-1» открывалась, территория, на которой сейчас живут звери, была взята в аренду. Когда отель закрылся, арендную плату мы платить не смогли и передали животных Пушкинскому районному обществу охотников и рыболовов. Они о зверях сейчас и заботятся, — сообщил Николай Иванович Васильев. — Так что обращайтесь туда.

Разыскать контакты Пушкинского РООиР не составило большого труда. Его председатель Владимир Смоляков от вопросов не убегал и отвечал четко. Ситуация оказалась далеко не так проста, как нам показалось сначала.

— Да, действительно, когда «Астория» закрылась и арендная плата за территорию перестала поступать, один из хозяев попросил меня взять животных на попечение. Я согласился. Тогда же мы попытались вывезти оленей и кабанов оттуда и переместить их на нашу территорию. Да только поняли, что там много беременных самок и молодняка, и, если бы мы попытались перевозить их в таком состоянии, большее количество животных просто погибло бы. Вот и решили оставить их на месте. С тех пор я о них и забочусь, привожу корм, субботники организую — территорию у забора приходится регулярно убирать. А то ведь как у нас: приехали, покормили животных, сделали доброе дело, а мусор пусть другой кто-то убирает.

Возмущение Смолякова понятно, но мусор — не единственная проблема стихийного зоопарка. Технически, объяснил Владимир Александрович, территория, на которой обитают олени и кабаны, находится под контролем Пушкинского лесничества. Поэтому если в открытую заявить, что об оленях заботится именно он, ему сразу предложат оформить на участок аренду, которая обойдется в миллионы рублей. А таких денег ни у охотничьего общества, ни, разумеется, у самого Смолякова попросту нет. Поэтому если такое произойдет, то животных... проще будет уничтожить.

— У меня была идея, как эту проблему решить, — рассказывает Смоляков, пока мы в ужасе «перевариваем» сказанное им выше. — Мы хотели там экопарк организовать, чтобы можно было нормально приходить, общаться с животными. Я даже к главе Пушкинского района ходил, он давал добро. Но у нас средств катастрофически не хватает. А к хозяевам «Астории» уже за помощью обратиться не получится, они давно в Израиль уехали... Очень хотелось бы как-то привлечь к этому случаю внимание, чтобы появилась возможность по-настоящему помочь несчастным животным. Кабанов оттуда теперь никак вывезти не сможем — из-за новых правил, введенных в прошлом году из-за чумы свиней... Так что вариантов, если решения иного не найдется, два: либо оставлять все, как есть, либо... Но вы поймите, я же видел, как эти кабанята и оленята подрастали! Как у меня на них рука поднимется? Нет, не могу!

...Жара ушла. Вечерело, мы брели по дороге обратно и молчали. Совсем не веселой получилась поездка в загадочный не то заповедник, не то зоопарк, придуманный когда-то людьми для развлечения и брошенный за ненужностью. И живы в нем полосатые кабанята и их родители да олени лишь благодаря энтузиазму отдельных людей. Мы будем следить за развитием ситуации вокруг этой территории и сообщать о том, что происходит с ее обитателями.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Филипп Тумасьян, зоолог:

— Лесные кабаны и пятнистые олени живут в нашей лесополосе без проблем. Кормить кабанов надо комбикормом и корнеплодами — вареной картошкой, морковкой, можно кукурузу в початках и в зернах. Оленям необходимо зимой сено и овес в небольшом количестве. Нужна им и вода. Если же лесные кабаны размножаются активно, то это очень хороший признак — значит, они живут неплохо! Живут кабаны чуть более десяти лет, пятнистые олени — на пять лет дольше. Очень вредно давать кабанам хлеб, сушки, любые сладости. Если же они обосновались в большом лесном массиве, то им вообще ничего не нужно дополнительно в теплое время года. Подкармливать их надо только зимой, когда их еда находится в основном под снегом.

КСТАТИ

Сегодня корреспонденты «ВМ» вместе с сотрудниками Московского зоопарка выехали в село Левково. Там зоологи осмотрят брошенных животных, вынесут вердикт насчет их физического и поведенческого состояния. В зависимости от результатов обследования будет приниматься решение о дальнейшей судьбе зверей. Подробности сегодняшнего рейда читайте в четверг.

Запрос, направленный редакцией «ВМ» в Межрайонную природоохранную прокуратуру Московской области

«ВМ» начинает серию репортажей, основанных на обращениях читателей. Если у вас есть интересные темы — пишите и звоните нам.

amp-next-page separator