СТАЛО. Реставратор Олег Кабакин снимает силиконовый слепок / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Символы Победы ждали реставрации 70 лет

Общество
Реставрация 16 скульптур воинов-победителей и славящих Победу девушек на доме у Калужской Заставы, о которой было объявлено совсем недавно, уже началась.

На нижнем ярусе дома 30 по Ленинскому проспекту за оживленной Москвой величественно наблюдают четыре ростовые фигуры воинов и девушек. Скульптуры девушек лишены привычного женского изящества — их строгие лица и решительный взгляд вперед, в глаза врагу, передают настроение тех, кому в 1940-е годы пришлось защищать Родину от захватчиков. А на верхнем ярусе установлены скульптуры девушек уже в легких платьях с развевающимися на ветру волосами — они встречают доблестных солдат, мирно сложивших автоматы у ног.

— Эти скульптуры изготавливали в мастерской Александра Громова в конце 1940-х годов, — рассказывает москвовед Александр Сомов. — Устанавливали их на доме постепенно.

Сначала достроили башню и поставили обелиски среднего яруса. Затем наверху разместили постаменты шестнадцати парных фигур воинов-победителей и встречающих их девушек. После чего появились еще четыре скульптуры воинов и девушек.

Развитие Москвы по генплану 1935 года предполагало значительное расширение Большой Калужской улицы, переименованной сейчас в Ленинский проспект. Здесь планировалось возвести новые восьмиэтажные дома, и площадь Калужская Застава (ныне называется площадью Гагарина) должна была стать местом для триумфального въезда в столицу. Для этого в Ленинграде подготовили проект, но реализовать его помешала война.

Из двух симметричных корпусов в 1939–1941 годах возвели лишь часть дома 37 и дом 30. Строительство продолжилось только после Победы.

БЫЛО. Площадь Калужской Заставы в 1950-е годы / Фото: www.pastvu.com

Время безжалостно к архитектурным творениям, добавляет Александр Сомов, а ведь с тех, сороковых, годов скульптуры так ни разу и не были на реставрации. Около года назад скульптурную композицию на доме у Калужской Заставы признали объектом культурного наследия. И тогда же столичные власти приняли решение о ее реставрации. Корреспонденту «ВМ» удалось своими глазами увидеть, как идет этот процесс.

Железный каркас скульптур подвергся коррозии и расширился из-за перепадов температуры, бетон местами потрескался и расслоился, а некоторые элементы и вовсе разрушились. Восстановить их в том же материале, говорят специалисты, нельзя, но сделать точные копии по методу прямого копирования, который позволяет сохранить авторскую пластику, — можно.

— Речь идет не просто о реставрации, а об историческом спасении скульптурной композиции, — рассказывает «ВМ» первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия и главный инспектор в области государственной охраны объектов культурного наследия города Москвы Сергей Мирзоян. — В настоящее время реставраторы снимают силиконовые слепки фигур, после чего демонтируют и бережно перевезут их в мастерскую.

Там под строгим присмотром специалистов изготовят формы, в которые и зальют новый бетон — такова технология копирования. Но это еще впереди. Сейчас у реставраторов самый сложный этап.

Профессиональный вызов состоит в том, что проходят работы на высоте почти 50 метров! Да и габариты фигур впечатляют: нижние — 3,4 метра в высоту, верхние — 2,8 метра. К тому же сама балюстрада, на которой установлена композиция, тоже нуждается в реставрации. А потому и леса, защищающие прохожих от возможного падения материалов, устанавливали по специальной технологии, чтобы работы проводить абсолютно безопасно.

— Когда демонтируем все фигуры, поработаем и над балюстрадой, — обещает Сергей Мирзоян.

На дом скульптуры установят только после того, как проведут реставрационный совет. Все мнения специалистов-историков будут учтены. Планируется, что работы завершатся уже в следующем году и москвичи снова смогут любоваться красивым и торжественным видом дома 30 по Ленинскому проспекту.

А вот для реставраторов, судя по всему, работа только начинается — похожие скульптуры, находящиеся также в аварийном состоянии, ждут своего шанса на спасение и на соседнем, 37-м доме.

— Поэтому сейчас мы решаем вопрос о том, чтобы после этой реставрации взять в разработку и соседний постамент, — порадовал местных жителей Сергей Мирзоян.

amp-next-page separator