На фото: Илья Клименко / Фото: Наталия Нечаева

Нужны ли России физмат школы: опыт прошлых лет

Общество

Глава Сбербанка Герман Греф назвал физико-математические школы пережитком прошлого. По его мнению, пичкать детей одним предметом неправильно.

- Когда мы пытаемся сказать, что мы сейчас будем развивать специальности «математик» и «программист», мы попадем ровно в такую же ловушку, как у нас было какое-то время назад с юристами и экономистами, — сказал он, выступая на московском международном форуме «Открытые инновации».

Между тем, многие известные ученые оканчивали именно профильные образовательные учреждения. Российский педагог и ученый-математик, автор школьных учебников Александр Абрамов учился в Московской физико-математической школе-интернате № 18. Более того, после получения высшего образования он вернулся в родную школу и преподавал там долгие годы.

Российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре, Григорий Перельман до девятого класса учился в обычной средней школе на окраине Ленинграда, но потом все же решил перейти в 239-ю физико-математическую. Перельман с детства увлекался наукой, еще в 5 классе ходил в математический центр при Дворце пионеров. Учась в школе, в составе команды советских школьников, завоевал золотую медаль на Международной математической олимпиаде в Будапеште.

Еще один ученик специализированной школы - российский физик-теоретик, автор работ по гравитации и космологии Алексей Старобинский. В 1966 году он окончил физико-математическую школу № 5 города Москвы. К слову, он является одним из создателей современной теории рождения Вселенной. 

Советский учёный-физик и инженер-исследователь в области оптико-электронного приборостроения Борис Ермаков – выпускник Физико-математического лицея № 30. Посвятил себя работам в области создания и внедрения в серийное производство космических оптико-электронных приборов ориентации, лазерных импульсных дальномеров на кристаллах рубина, неодимовом стекле. Удостоен Государственной премии СССР.

В специализированной школе учился и советский и российский математик, соучредитель и заместитель директора Московского центра непрерывного математического образования Виталий Арнольд. Школа №57 входит в число лучших математических школ России, многие ее ученики стали известными учеными. Виталий Арнольд, к тому же, и лауреат премии Правительства РФ в области образования.

Возникает оправданный вопрос: действительно ли так бесполезны узкоспециализированные школы? 

amp-next-page separator