В технопарке «Слава» работает производство медицинских маркеров для определения тяжелых заболеваний. Как заявил глава столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин, высокотехнологичные производства получат дополнительные меры поддержки / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Инновационные площадки разных стран объединяются ради прорывных проектов

Общество
Инфраструктура Уже несколько десятилетий технопарки по всему миру — от США до Китая — надежно снабжают рынок передовыми разработками. Москва включилась в процесс 5 лет назад.

Будущее столичных инновационных площадок обсудили участники Открытой конференции технопарков стран СНГ и Евразии в рамках форума «Открытые инновации».

История вопроса

Как отметил в беседе с журналистом «ВМ» генеральный директор Международной ассоциации технопарков и зон инновационного развития (IASP) Луис Санз, многие фундаментальные открытия и коммерчески успешные изобретения в ХХ–ХХI веке — от универсального штрихкода продуктов или искусственного газона до клонирования знаменитой овечки Долли — связаны с деятельностью технопарков.

Один из пионерских проектов инновационной инфраструктуры — «Треугольник науки» (Research Triangle park) в Северной Каролине — был инициирован властями еще в 1950-х для поддержки университетских исследователей. Сейчас он объединяет две сотни компаний и входит в число крупнейших научно-исследовательских парков мира с годовыми оборотами в миллиарды долларов. Аналогично вначале 2000-х правительство Гонконга для всесторонней поддержки высокотехнологичных компаний создало свою Корпорацию научно-технологических парков HKSTP. В России одними из первых были Научный парк МГУ (уже около 25 лет) и Технопарк Новосибирского академгородка. Но активное размещение компаний в технопарках и технополисе столицы началось лишь с 2013 года. С самого начала власти города позиционировали технопарки как специальную инфраструктуру для наукоемких предприятий. На таких территориях все заточено под работу небольших и начинающих инновационных компаний: техподдержка, льготные ставки по аренде и налогам, финансовые услуги, образование, маркетинг и прочее.

В среднем международные эксперты отводят пять-десять лет на то, чтобы подобная площадка могла заработать на полную мощность. Тем не менее статистика даже за первые годы показала, что выручка на квадратный метр и производительность труда в технопарках Москвы значительно превышала показатели по столице в целом. Так, в«Строгине» в инновационных компаниях старше трех лет средняя выработка на человека в год составляла около 10 миллионов рублей.

33 технопарка

За последние 4 года количество технопарков в столице выросло более чем в пять раз. Если в 2014 году их было всего шесть, то в 2015-м — уже 16, в 2016-м — 27, а в начале 2018 года — 33. По словам руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексея Фурсина, сейчас в технопарках работают около 1,8 тысячи высокотехнологичных компаний-резидентов, занятых разработками и производством в сфере медицины, микроэлектроники и так далее. Размещение на специализированной территории позволяет им рассчитывать, например, на компенсацию процентов по кредиту, на субсидии на компенсацию затрат на приобретение и лизинг оборудования (до 15% от стоимости), а также на снижение налогов на прибыль, аренду земли и обнуление налога на имущество.

Согласно официальным данным, средний темп прироста инвестиций на гектар в московских технопарках в 2017 году по отношению к 2015-му составил 29 процентов.

Средний темп прироста выручки на гектар за тот же период — 78 процентов, средний темп прироста фонда оплаты труда — 42 процента. Не случайно именно на такой формат индустриальных площадок власти делают упор при редевелопменте промзон.

Что за душой

В свое время один из идеологов движения технопарков, основатель французской «София-Антиполис» Доминик Фаш, сравнил создание технопарков с компьютером. Есть коробка, техническое обеспечение (hardware), но «железо» не функционирует без программы (software). «Может, даже больше, чем в инфраструктуру, надо инвестировать в экосистему — чтобы была атмосфера, в которой люди будут чувствовать себя свободными и творческими», — подчеркнул Фаш.

С ним согласны российские коллеги. Как отметил гендиректор технопарка «Сколково» Ренат Батыров, основное преимущество, в частности, их площадки заключается даже не в финансовых льготах, а в созданном бизнес-комьюнити, которое дает возможность бизнесу находить новых партнеров и развиваться.

Гендиректор ОЭЗ «Технополис «Москва» Игорь Ищенко поддержал это мнение:

— Для того чтобы технопарк стал привлекательной локацией для бизнеса, нужна развитая инфраструктура и открытая к диалогу опытная управляющая компания. Кстати, сами технопарки сейчас создаются в рамках комплексного развития территорий, чтобы люди могли не просто работать, но и жить там.

Говоря о мировых тенденциях в развитии технопарков, Луис Санз уже в который раз не устает повторять, что будущее — за интернализацией индустриальных площадок: в условиях глобальной экономики малым компаниям надо выходить за рамки регионов и стран, кооперироваться с новыми партнерами, чтобы вместе реализовывать прорывные идеи. Акцент на обмене опытом и практиками с технопарками других стран и регионов также сделал Алексей Фурсин:

— У каждого региона есть что перенять, чтобы улучшить технологический путь наших компаний.

Между тем представители популярных московских арт-пространств обратились к правительству Москвы с просьбой также присвоить им статус технопарков, и просьбу обещали рассмотреть.

amp-next-page separator