Маршал Родион Яковлевич Малиновский / Фото: Официальный сайт Министерства Обороны Российской Федерации

«Нельзя хотеть войны»: 5 фактов из жизни маршала Малиновского

Общество
120 лет назад, 23 ноября 1898 года, родился Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский.

У него в жизни было четыре войны, три ранения и два парада Победы. Воевавший на Первой мировой, Гражданской, Испанской и Великой Отечественной войнах, 11 ноября 1918 года на параде победивших кайзеровскую Германию союзников Малиновский шел солдатом в строю Иностранного легиона армии Французской республики, а 24 июня 1945 года — после разгрома фашистской Германии — он смотрел на прохождение парадной коробки своего 2-го Украинского фронта с трибуны мавзолея на Красной площади.

Родион Яковлевич Малиновский был единственным советским маршалом, знавшим три иностранных языка — французский, испанский и немецкий. Он был вторым после Сталина человеком в СССР, с которым без мата разговаривал маршал Жуков. Однажды, приехав на фронт к Малиновскому, тот с порога начал крыть по матери. Комфронта ответил такой «руладой» из лексикона одесских портовых грузчиков, что Георгий Константинович оторопел и навсегда стал с Родионом Яковлевичем вежлив. Как всегда корректен и сдержан был и сам Малиновский.

Он был героем. Из тех, кого Лев Толстой называл истинными - не говорящих громких слов, а спокойно, просто, уверенно делающих свое дело.

«Я никогда не был сторонником показной храбрости», - говорил сам Маршал Советского Союза Родион Малиновский, который свой первый Георгиевский крест на Первой мировой войне заслужил 15-летним мальчишкой.

Стальные нервы

...Декабрь 1942 года. В Сталинграде окружена 6-я немецкая армия Фридриха Паулюса. Гитлер отправляет на деблокирование войск, попавших в «сталинскую мышеловку», генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна — «танкового бога» III рейха. Это действительно был один из лучших генералов Германии, и в его ударную группировку собрали все боеспособные части вермахта. Танки Манштейна пошли по заснеженным степям под Котельниками к Сталинграду — на прорыв.

А прорывать было нечего. Советская 2-я гвардейская армия генерала Малиновского, будущего нашего маршала, только выгружалась из эшелонов, и танки своим ходом шли ускоренным маршем сквозь снежный буран — буря разыгралась страшная, ни зги не видно — навстречу немцам. Счет реально шел не на дни — на часы.

Дошли, успели. Но двухсоткилометровый марш почти полностью сожрал горючку.

Танк — это сплав огня и движения. Стоящий танк — просто мишень. Успеет сделать несколько выстрелов, и его, обездвиженного, непременно сожгут.

Родион Малиновский в критической обстановке самостоятельно — без согласований со Ставкой, без доклада командованию фронтом — принимает чрезвычайно дерзкое решение. На остатках солярки наши танки выходят в чистое поле и становятся в боевой порядок — как перед атакой.

Смертельный номер. Какую выдержку надо было иметь сидящим в промерзших Т-34 танкистам! Какие стальные нервы были у Малиновского.

И тут подходят немцы. Манштейн видит наши танки и останавливает свои. «Танковый бог» рейха думает сутки. Потом шлет телеграмму Гитлеру. Его донесение начинается словами: «Вся степь кишит русскими танками, нуждаюсь в большом подкреплении».

Горючее танкистам Малиновского подвезли раньше, чем немцы подпихнули к фронту новые войска.

Манштейн был бит, а Паулюс пленен.

С министром обороны КНР маршалом Пэн Дэхуай,1958 год / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Гнев Сталина

А незадолго до этого, летом 1942-го, генерал-лейтенанта Малиновского чудом не расстреляли за сдачу его Южным фронтом Ростова-на-Дону.

Знаменитый приказ № 227 «Ни шагу назад!» вышел через четыре дня после того, как в город вошли немцы. «Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором», — это явно было написано человеком, находившимся в состоянии крайней степени гнева. Историки утверждают, что текст сурового приказа Сталин писал лично.

Командующего Южным фронтом генерала Родиона Малиновского и члена Военного совета генерала Ивана Ларина вызвали в Москву. Сталин не принимал их три дня, а когда вызов в Кремль пришел, ЧВС Ларин застрелился. Сталин назвал самоубийцу «дезертиром», а Малиновского — с понижением в должности до командарма — назначил командовать 66-й армией. Через три месяца — новое назначение. Малиновский становится командующим 2-й гвардейской армией.

Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» и снятый по нему фильм — это о реальных подвигах бойцов Малиновского, остановивших ударные части Манштейна.

В феврале 1943-го Родион Малиновский вернется в оставленный им Ростов-на-Дону и освободит город.

Маршалы Победы

Первую книгу о советских полководцах Второй мировой войны написали в 1944 году в... фашистской Германии. Командование Вермахта заинтересовали биографии генералов и маршалов СССР, которые так лихо били прежде непобедимые немецкие войска.

«Они в среднем моложе наших генералов на 10-15 лет, — говорилось в этой книжке, изданной небольшим тиражом для служебного пользования. — Русские военачальники хорошо образованы, убежденные большевики, их отличает личная храбрость... На их лицах печать добротной народной закваски. Похоже, генералы Вермахта не могут конкурировать с этими людьми».

Кавалер «Круа де Гер»

Добротная закваска была у Малиновского — незаконнорожденного сына простой украинки. Детство «байстрюка» было тяжким. Когда началась Первая мировая война, отправился на фронт «зайцем» — с солдатским эшелоном. Мальчишку зачислили подносчиком патронов в пулеметную команду 256-го Елисаветградского пехотного полка. Показал себя храбрым бойцом, вскоре стал наводчиком станкового пулемета. В марте 1915 года за отражение кавалерийской атаки на артиллерийскую батарею Родион Малиновский был награжден Георгиевским крестом IV степени, произведен в ефрейторы, а в октябре был тяжело ранен под Сморгонью.

После госпиталя несовершеннолетний ефрейтор Родион Малиновский был зачислен на должность командира станкового пулемета в 4-ю пулеметную команду 2-го Особого пехотного полка. В составе Русского экспедиционного корпуса полк был отправлен во Францию.

С апреля 1916 года Малиновский бил немцев на западе. В России грянула революция, наши солдаты в большинстве своем ее поддержали. Восстание «взбунтовавшихся» русских было жестко подавлено. Поставленный перед выбором: каторжные работы в каменоломнях или снова на фронт, Малиновский выбрал второе. В январе 1918 года он вступил в «Русский легион чести» 1-й Марокканской дивизии Иностранного легиона французской армии и до ноября того же года воевал на Западном фронте. За прорыв «линии Гинденбурга» был произведен в капралы, а позднее в сержанты и дважды награжден французским военным крестом «Круа де Гер».

После окончания Первой мировой войны у русских солдат во Франции был один выход для возвращения в Россию: пойти служить в Белую армию, Малиновский записался в санитарный отряд. По прибытии во Владивосток отряд он покинул и стал пробираться домой — в Одессу.

В Красную армию он вступил... вместо расстрела / Фото: Cкриншот с видео Телеканала Звезда

Из боя в бой

В Красную армию он вступил... вместо расстрела. Попав в 1919 году в Сибири в плен к красноармейцам с французским орденом на груди и заполненной по-французски солдатской книжкой, сержант Малиновский был признан скрывающимся от революционного возмездия белогвардейским офицером, и только чудом в штабе полка разобрались кто он и почему у него документы «буржуйские». А когда комполка узнал, что перед ним стоит бывалый фронтовик и к тому же пулеметчик, то Малиновского сразу зачислили в штат, и до конца гражданской войны он воевал в рядах 27-й стрелковой дивизии.

После войны он учился, рос в званиях. Был военным советником в Испании, там его звали «колонель Малино». На Великой Отечественной — с первого выстрела.

Маршал блестяще воевал против немцев, а затем и японцев, где его Забайкальский фронт неожиданно для противника прорвался через пустыню Гоби в Маньчжурию.

Мзды в виде «трофеев» никогда не брал, жил честно. 10 лет был министром обороны СССР, это при нем ускакала в историю конница, а на позиции встали ракеты.

Завет

Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский умер в 1967 году. После смерти Малиновского вышла его книга «Солдаты России». Это не скучные генеральские мемуары, а великолепный роман о наших бойцах, воевавших во Франции в годы Первой мировой войны. Оттуда, да еще из воспоминаний его сослуживцев, эти цитаты — слова, которые правильно и честно звучат и сегодня:

«За потери строго спрошу. Если есть возможность решить задачу огнем, в атаку бойцов не поднимать».

«Момент принятия решения командиром — трудный момент. Надо отдать себя без остатка только одному, часто очень рискованному, но необходимому решению. В этих условиях мысль работает напряженно, она полна противоречий. А принять решение обязательно надо. Это требует большой отваги и огромной силы воли».

«Нельзя хотеть войны».

«Поскольку у нас есть определенные единые положения о характере будущей войны и операций в ней, может показаться, что нами все сделано, все найдено, остается только заучить. Нет, это не так! Сознаюсь, что иногда и мне будущая война представляется котом в мешке, настолько она будет отлична от той, которую мы перенесли».

«Как может существовать Украина без России или Россия без Украины? Нет, они — две родные сестры и будут по-родному, дружно жить в одной крепкой, неразлучной семье. Только вместе, навеки вместе».

amp-next-page separator