В руках батюшка несет жилет из толстой кожи, по которому безошибочно можно опознать байкера (На фото: священник Сергей Лабунский в Опалихе) / Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва»

Мотобратия: зов дорог и Господа

Общество
Вчера начались святки, которые завершатся праздником Крещения. Тысячи людей по традиции окунутся в прорубь. Такие массовые обряды неизменно рождают интерес к христианству. Для многих верующих воцерковление началось с участия в литургии или с купания в бодрящей крещенской воде, которые произошли как бы между прочим, за компанию. К Господу можно прийти многими путями и даже приехать на мотоцикле. Как это происходит, рассказывает сегодня «Вечерняя Москва».

Иерей Сергий Лабунский, штатный клирик Елисаветинского храма в Опалихе, родился и вырос в Москве в Алтуфьеве. Мы на электричке приехали к нему в гости минут за тридцать. По сравнению с кипящим мегаполисом здесь так спокойно, что кажется, жизнь остановилась. И посреди всей этой благости — церковь.

Священническое житие

Вместе с иереем Сергием Лабунским идем через просторный двор Елисаветинского храма в подмосковной Опалихе. Только что выпавший снег создает прекрасный фон для белых храмовых стен. Приближаемся к двухэтажному зданию с несколькими отдельными входами.

— Многие люди думают, что священники и их семьи непременно живут на прихрамовой территории и Церковь их обязана жильем обеспечить. Это, конечно, не так. Перед вами отнюдь не жилой дом, а здание нашей воскресной школы. Тут дети занимаются и декоративно-прикладным искусством, и иностранными языками, спортом и другими интересными предметами. Все это совершенно бесплатно. Я же с семьей переехал сюда из Алтуфьева и снимаю неподалеку однокомнатную квартиру, — говорит отец Сергий.

Хозяйство на приходе большое: три храма, территория с прудом, два корпуса воскресной школы, большой штат сотрудников. Траты тоже соответствующие: освещение, электричество, коммунальные услуги, налоги. Все это оплачивает храм. Никаких льгот не предусмотрено.

— Бывает нелегко за все рассчитаться. Никогда не знаешь заранее, сколько вышло пожертвований. Но ничего! Живем, справляемся, — продолжает отец Сергий.

Его вид для священника вполне обычен — черная ряса, пальто, скуфья. Но в руках батюшка несет жилет из толстой кожи, по которому безошибочно можно опознать байкера. Во всю спину круглая черно-белая эмблема с цифрой 59, на груди Вифлеемская звезда и надпись Thy ways — «Путями Твоими». Что за пути, кто по ним идет? Что за цифра «59»? Все это очень интересно и требует ответов. Но обо всем по порядку. 

Путь к вере 

— Я вырос в обычной интеллигентной советской семье, совсем не религиозной. Тягу к религии я начал ощущать в подростковом возрасте. В немалой степени этому способствовало то, что я прогуливал школу, — смеется отец Сергий, разливая чай.

Оказывается, что школу будущий отец Сергий прогуливал не на стройках и пустырях, а в библиотеках, и чтобы не «спалиться», периодически их менял. Интересы были связаны с мистикой и историей.

— Тогда еще не было четкого предпочтения христианства всему остальному, я был в настоящем духовном болоте, — сокрушается батюшка. — Выбраться мне из этого болота помог интерес к истории.

Увлечение средневековой Европой привело ищущего подростка в католический костел, в котором, впрочем, он долго не задержался, разочаровавшись в пренебрежении к традиции и повальном обновленчестве современного католицизма. А потом было погружение в православие и поступление в Коломенскую духовную семинарию.

— Сегодня в Европе очень сильна тяга к «духу времени» — вседозволенности. Отвергается все традиционное, идет постоянная погоня за всем новым... О венчании однополых браков уже все слышали. А однажды я попал в католический храм, где после мессы устраивали настоящую дискотеку для молодежи. Мне было очень тяжело на все это смотреть. Конечно, церковь не может существовать без изменений, но любые новины должны быть в согласии со стариной, продолжать и развивать ее, но не разрушать. Именно это является лакмусовой бумажкой, помогающей разобраться, в правильном ли направлении развивается та или иная религиозная община, — делится своими размышлениями отец Сергий.

«Волки» в колеса

— Увлечение мотоциклами — это тоже из детства. Но очень долгое время это был чисто умозрительный интерес, — продолжает священник. — Впервые в жизни я сел за руль транспортного средства только в 31 год — до этого у меня не было ни мотоцикла, ни машины.

Кстати, автомобиля нет до сих пор. И даже прав категории «В» — только категория «А» открыта.

По словам отца Сергия, сначала радость от обладания стальным конем настолько переполняла, что заставляла даже забыть об элементарной безопасности.

Хозяйство на приходе большое: три храма, территория с прудом, два корпуса воскресной школы, большой штат сотрудников  / Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва»

— Без защиты ездил, забывал от чувств, зачем на мотоцикле вообще рычаг сцепления существует. (Смеется.) Но когда несколько раз пришлось тормозить плечом об асфальт — задумался. Мне бы не хотелось свою семью оставить сиротами. С тех пор я всегда езжу очень аккуратно и по правилам, не допускаю хамства на дороге. Всегда стараюсь двигаться в потоке, даже пробки не «прошиваю» по междурядью без нужды — стою, как все стоят. Мне вообще комфортна вальяжная езда — можно по сторонам посмотреть, насладиться природой, ощутить запах леса или полей.

Чуть позже он узнал о христианском мотоклубе God Squad, который существует еще с 1972 года.

Отделения этого клуба есть во многих странах.

— Меня это заинтересовало, — говорит отец Сергий. — Я решил, что вот она, практическая реализация моей любви к мотоциклам! Есть какое-то благое дело! И загорелся желанием открыть их отделение в нашей стране. Вместе со мной «саппортами» — добровольцами, но еще не членами этого клуба в России, стали еще несколько человек. Но ничего из этого так и не вышло. Виной всему много причин: «Ночные Волки», которые не хотели видеть здесь конкурентов, война на Украине, которая повлияла на наши отношения с соседями. И даже религиозные противоречия — по преимуществу в том клубе состояли протестанты.

По словам священника, в самом начале пути они обратились за поддержкой к «Ночным Волкам», поскольку те не раз позиционировали себя как сторонники христианства. Но, к своему удивлению, сразу столкнулись с проблемой.

— Их лидер, Хирург, запретил нам создавать какие-либо христианские мотоклубы, тем более зарубежные, — говорит отец Сергий. — В нас видели чуть ли не шпионов «проклятого Запада». Смешно вспоминать об этом сейчас, но тогда они все это говорили вполне серьезно. В итоге нас даже просто отказались выслушать.

Байкеры-христиане

Трудности были не только с «Волками».

— Действительно, по преимуществу клуб God Squad был протестантским, и многие его члены из других стран не всегда могли нас, православных, адекватно понять, а мы, естественно, не могли много понять и принять у них. Для меня порвать с православной церковью немыслимо. Ведь даже в малейшем отступить от спасительных истин означает погубить свою душу! И мне постоянно приходилось доказывать истинность православия перед протестантами, и наоборот — постоянно оправдываться перед православными, что я общаюсь с протестантами. В итоге я просто устал жить на этой непрекращающейся войне. Тем более что перспектив развития становилось все меньше и меньше.

По этим причинам в России так и не появилось отделения клуба God Squad. Но лично для отца Сергия это все было очень важным опытом.

— Я начал понимать, что там, где пересекается моя любовь к Богу и мотоциклам, возникает миссия, — говорит он. — И для этой миссии никто не нужен, кроме меня самого. Остальное будет лишь мешать. Но какая-то форма этой миссии все же нужна, чтобы обозначить общность, чтобы очертить круг заинтересованных и дать им объединяющее начало. Просто эта форма не должна создавать лишние препятствия и ограничения.

Миссия

Зарубежный опыт все-таки пригодился. Точнее — знание истории. В далеком 1959 году в Великобритании священник Уильям Шерголд пригласил рокеров — молодых хулиганов на мотоциклах — в церковь. Это было настолько неожиданно и ново, что юные оболтусы действительно приехали. А приехав — остались. На 60 лет.

Сам факт, что священник может быть байкером, многих очень сильно обескураживает с одной стороны, но с другой — вызывает интерес / Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва»

Здесь никто не собирался проповедовать христианство тем, кто этого не хотел или не был готов. Это был просто мотоклуб по интересам, но с одним отличием — здесь были священники, которые нелицемерно любили то, что любили, и все эти парни и девушки. А там, где есть священник, тем более в непривычном окружении, — там обязательно будут вопросы, встречи и беседы о религии и Боге. То есть настоящая христианская миссия! Идея создания такой миссии настолько оказалась созвучна внутренним убеждениям и мировоззрению отца Сергия,что даже свой жилет он раскрасил эмблемой «Клуба 59».

— Это самая лучшая форма проповеди — не навязывать людям свою точку зрения, но самому быть тем, о чем ты хочешь проповедовать, — говорит он. — Личный пример — это всегда лучшая форма проповеди из всех возможных.

Я никогда не скрываю, что я священник. И когда люди состоят в одном клубе — возникает взаимное доверие, и, в конце концов, человек может набраться сил и смелости задать вопрос и о вере, и Боге. Тем более что сам факт, что священник может быть байкером, многих очень сильно обескураживает с одной стороны, но с другой — вызывает интерес. А раз есть интерес, то непременно будут задавать вопросы, а задавая вопрос, человек дает мне санкцию на ответ, то есть на христианскую проповедь.

Свет с Востока

Кстати, если говорить об интересе, то христиане Европы сегодня все внимательнее смотрят в сторону православия.

— Представляете, — рассказывает иерей Сергий Лабунский. — Однажды я был в Финляндии со своими друзьями-байкерами, христианами.

Мы сидели за столом, люди из самых разных стран Европы. И вот — представьте себе! — у каждого из них нашелся знакомый или родственник, который перешел в православие.

Представляете? То есть интерес к подлинному христианству сегодня набирает обороты, а мы у себя в России этого пока не замечаем. Верующая Европа видит сегодня в православии надежду и оплот традиционных христианских ценностей. Многие церкви в Польше, во Франции и вообще в Европе стремительно пустеют.

Там открываются магазины, бары или они просто стоят закрытыми. Ни современное «обновленное» католичество, ни протестантские собрания не могут дать «твердой пищи» ищущему человеку. Они перестали устраивать верующих людей Европы, и те из них, кто узнает о православии, с радостью предпочитают именно это направление религии.

— А это я специально к вашему приезду принес, — отец Сергий показывает на свой байкерский жилет. — Я в таком виде в храм не хожу.

Облик должен соответствовать месту, которое занимает человек. Должно быть понятие уместности. В храме неуместны байкерские атрибуты. Да и на мотоцикле неуместно быть в рясе.

Зов дорог и Господа 

Кстати, среди православного духовенства в России отец Сергий не одинок в своем увлечении. Священников, едущих на мотоциклах, можно встретить по всей России.

— Мы объединились на пространстве соцсетей и создали проект «Путями Твоими». Это благотворительный проект для помощи священникам и православным приходам, находящимся в сложном финансовом положении. Знаете, сегодня люди часто спекулируют, что духовенство роскошно живет. Правда, что среди священников есть и те, кто имеет очень хороший доход, ездит на дорогих иномарках. Однако тех, кому едва хватает на хлеб, гораздо больше, — говорит отец Сергий и вздыхает. — Кому как ни нам, священникам же, лучше других знать об этом? Потому мы и решили по мере своих сил помогать нашим собратьям. Так родился проект «Путями Твоими» в рамках нашего Мотосообщества православного духовенства, которое существует уже с 2015 года и сейчас насчитывает более 80 священнослужителей в России и за рубежом. Я нарисовал эмблему в виде Вифлеемской звезды, которая просияла над местом, где родился младенец Христос и которую увидели волхвы. Так символика нашего проекта призывает искать Христа и следовать за ним, а логотип продолжает и развивает идею названия: «Твоими путями, Господи, мы идем, за Тобою следуем из мрака наших жизней». Участники проекта как могут помогают своим братьям по вере.

— Представьте себе, как может жить семья священника, часто многодетная, в глухомани, где на один разрушенный храм несколько стареньких бабушек, а разрушенное здание нужно ремонтировать и восстанавливать, — рассказывает Отец Сергий. — Вот и приходится сводить концы концами. Тут не «мерседесы», а какие-нибудь старые «жигули» или вовсе пара собственных ног. А до ближайшего города, где можно купить лекарства детям или книги, — несколько десятков километров.

Недавно члены мотосообщества выпустили календарь, где на каждой странице фотография священников на байках. Календари бесплатно раздаются. Но люди благодарные бесплатно не берут — что-нибудь да жертвуют. И эти деньги отправляют нуждающимся священникам или на восстановление храмов.

Пройдет зима, наступит мотосезон и отец Сергий Лабунский снова будет колесить по дорогам, легко и просто рассказывая всем желающим о Боге и церкви.

amp-next-page separator