Ничего святого: как мошенники зарабатывают на церкви
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда рассказал примерно о 20 сайтах, которые были заблокированы в 2018 году за мошенничество с заказом онлайн-треб. «Вечерняя Москва» расскажет, как еще любители легких денег наживаются на верующих.
В одном из недавних интервью Владимир Легойда заявил, что деятельность сайтов, на которых есть возможность заказать требу, может быть частично мошеннической. По его словам, объемы пожертвований, которые они передают в пользу храмов и монастырей, неизвестны. А зачастую у подобных сайтов нет никаких письменных документов, подтверждающих сотрудничество с церковью.
КАК ПРАВИЛЬНО
По словам координатора Центра безопасного интернета в России Урвана Парфентьева, для борьбы с подобными преступлениями РПЦ должна прояснить схему, при которой прихожане могут легально переводить пожертвования.
— До недавнего времени РПЦ консервативно относилась к интернет-технологиям, однако определенный качественный прорыв произошел. Сейчас встретить официальное представительство церкви в интернете стало проще. То, что появились подобные формы мошенничества, неудивительно, они происходили и происходят в реальной жизни. Должна быть четкая политика РПЦ в области интернета, которую нужно довести до общественности. При ее наличии граждане станут гораздо более осторожными, — считает Урван Парфентьев.
Как пояснили «Вечерней Москве» в пресс-службе Главного управления МВД России по Москве, отдельная статистика по подобным преступлениям не ведется. Такие дела, как правило, квалифицируются как мошенничество. Форм обмана верующих множество.
ЧТО ГОВОРИТ ЦЕРКОВЬ
— На улице можно встретить тех, кого часто называют ряжеными, — рассказал «ВМ» настоятель храма Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов. — Это люди, которые ходят в черных одеждах, надевают священнический крест и собирают пожертвования, как правило, в людных местах — на станциях метро, в торговых центрах, на рынках. Обычно они утверждают, что собирают деньги на какой-то монастырь или храм. За этим в подавляющем большинстве случаев стоит обман. Разрешения на подобный сбор у них, как правило нет, да и священнослужителями они не являются.
Отец Александр добавил, что «православный священник не будет стоять у метро или торгового центра». Собеседник «ВМ» советует желающим помочь храму спрашивать документы у собирающих пожертвования. Как правило, после подобной просьбы нечистые на руку «священнослужители» тут же исчезают. Нередки и случаи мошенничества в интернете, подтверждает настоятель.
— Кроме того, в силу известных причин огромное количество людей ходят по храмам, прикидываясь беженцами с Донбасса, и просят помочь им вернуться домой. Это тоже в основном обманщики. И вообще, не стоит смущаться разбираться с теми людьми, которые стоят на паперти и просят деньги на что-нибудь. Будет обидно, если помощь попадет в руки злодеев, которые спекулируют на доброте, — отметил Александр Абрамов.
Настоятель храма Сергия Радонежского в Крапивниках рассказал, каким образом можно пожертвовать деньги на нужды церкви.
— Если сбор пожертвований идет, священник обращается или к прихожанам, или к знакомым ему меценатам. Абсолютно точно не через хождения по людным местам и вагонам метро. В любом храме стоит опечатанная кружка для пожертвований, в которую человек может положить копейку. Поскольку у большинства деньги являются предметом строгой отчетности, такая кружка открывается только в присутствии ревизионной комиссии. Эти деньги подсчитываются и вносятся в ведомость, — рассказал Александр Абрамов.
А КАК В МОСКВЕ
В истории современной Москвы было несколько громких случаев мошенничества и спекуляции на чувствах верующих. В 2005 году правоохранительные органы отчитались о задержании 12 человек, которые выдавали себя за православных священников. Их месячный доход ГУВД оценило в 25 тысяч долларов. Трое из 12 задержанных были ранее осуждены за разбои, грабежи и убийства. В 2010 году в Москве появилась банда мошенников, которая собирала деньги якобы на нужды пострадавших от пожаров. Преступники ходили по квартирам, представляясь сотрудниками Синодального отдела по благотворительности РПЦ.