Корреспонденты «ВМ» обнаружили в Подмосковье таинственную пещеру
Реку Велю перегородил завал. Большая береза упала с крутого берега, судя по всему, во время сильного снегопада, который прошел около месяца назад. Во всяком случае, еще осенью русло в этом месте было «судоходно» для байдарок. Перспектива тащить лодку по сугробам, по пояс в снегу, мало вдохновляла.
Повернули назад. По течению идти было гораздо веселее. Честно скажу, в феврале я ходил на байдарке по реке первый раз в жизни. Правда, и оттепелей таких раньше тоже не было, когда река на довольно протяженных участках полностью освобождалось ото льда. Шахиджанян отложил весло, сосредоточив все внимание по курсу движения и собираясь сфотографировать бобра или норку, следы которых мы видели у самого уреза воды. Ждал долго и безрезультатно.
— На что хочешь могу поспорить, что, если я сейчас уберу фотик в кофр и возьму весло, бобры будут сидеть на берегу в метре от нас, показывать мне язык и крутить лапой у виска, — заметил Сергей.
Вдруг прямо за поворотом поднялись три селезня, недовольно «жвакая», пролетели у нас над головами и скрылись за поворотом. Селезни, конечно, не ахти какой фототрофей — в Москве на любом водоеме есть.
— Все, не мой сегодня день! Лучше буду грести, пока совсем в снеговика не превратился, — бурчал Сергей, запихивая свой Nikon в рюкзак.
Но толком погреться с веслом ему уже было не суждено. Я повернул лодку в небольшую протоку, где берег был более пологий и можно было без особого напряга вытащить наше «корыто».
— Есть тут недалеко одно местечко, — вспомнил я. — Там еще с осени дровишек сухих припас. В пещере они припрятаны.
— Откуда тут пещера? Ты раньше мне про нее не рассказывал.
— Потому что сам ее только осенью нашел. Вырыл кто-то. Но жить в ней не стал. На городских пацанов не похоже. Кишка у них тонка столько кубометров глины наковырять. Там явно не один «стахановец» киркой орудовал.
Сергей недоверчиво посмотрел на меня. Мы встали на лыжи и пошли вдоль русла реки. По мостику перешли на другую сторону и стали подниматься вверх по довольно крутому склону. С трудом преодолели подъем. Снега в этом году явно выпало больше нормы. Вот и вход в пещеру.
— Ничего себе «нора» для маленького слоненка! Кому понадобилось ее копать в таком крутом месте? Да и зачем?
— Для самого загадка. Правда, тут недалеко есть монастырское подворье от Борисоглебского монастыря. Может, какой монах-отшельник эту пещеру выкопал. Я их спрашивал как-то, но они только плечами пожимают. Или делают вид, что не знают.
Но, честно сказать, я бы не рискнул здесь жить. Свод может рухнуть. Передохнув немного в странной пещере, отправился домой. Там гораздо теплее и уютнее, чем в каком-то мрачном склепе, вырытом в склоне горы непонятно кем и непонятно для чего.
Топ-3 пещер
Каменоломня «Девятовская» («Силикаты»). Привлекает любителей пещер сочетанием узких проходов и прямых штреков. Находится в Подмосковье, в Подольском районе, в деревне Девятское.
Пещеры «Сьяны». В этой пещере множество штреков высотой до 3,5 метра, так что в ней можно ходить в полный рост. Находится в деревне Новленское Московской области.
Дугинские каменоломни. Находятся в подмосковной деревне Колычево. Некоторые гроты похожи на комнатки, где могли когда-то оставаться на ночлег люди.