Примерно втрое сократилось время на получение иностранными гражданами всех необходимых услуг. / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

Не Париж: в Москве нет национальных анклавов

Общество
За январь — ноябрь прошлого года в Москву прибыли на ПМЖ 75 тысяч человек из регионов России и 11,6 тысячи — из других стран. В основном — из СНГ.

В прошлом году, согласно данным Мосгорстата, миграционный прирост составил 75,4 человека на 10 тысяч жителей. В 2017 году — 76,8 тысячи.

— Я бы говорил о стабильности. Число переезжающих в Москву людей более-менее стабильно, потому что не зависит от экономической ситуации в стране, — считает ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Игорь Кузнецов. — Когда в стране экономический подъем, к нам едут за высокими зарплатами. Когда кризис — спасаясь от кризиса в регионах, по сравнению с которыми наши экономические трудности — это настоящее процветание. Из стран же СНГ едут, потому что там кризис и безработица практически всегда.

При этом, согласно данным Мосгорстата, число мигрантов из стран дальнего зарубежья в Москву крайне ничтожно. За январь–ноябрь 2017 года оно составляло 1076 человек. За январь–ноябрь 2018-го — и вовсе 799.

— На самом деле, как правило, это не мигранты как таковые, а сотрудники крупных интернациональных компаний, которые приезжают в Москву по делам бизнеса на длительный срок. Например, руководить российским представительством, — пояснил эксперт. — Они живут тут несколько лет, а потом уезжают.

Между тем общее число трудовых мигрантов (приехали — поработали — уехали) в Москве в последние годы стабилизировалось на уровне 1,1 миллиона человек в год. А вот поступления от продажи мигрантам патентов, напротив, растут. Если в 2017 году город заработал на патентах 15,7 миллиарда рублей, то в 2018-м — уже 17,4 миллиарда.

— С одной стороны, хорошо, что большая часть мигрантов работает на законных основаниях. С другой, в Москве появились целые сферы бизнеса, где мигранты прочно преобладают, — пояснил доктор экономических наук, заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики Сергей Смирнов. — Это, например, практически вся сфера услуг: от парикмахерских до такси. Это немалая часть розничной торговли: в том числе сетевые магазины. С другой стороны, в отличие от Парижа и городов Германии национальных анклавов у нас так и нет.

amp-next-page separator