Встреча Шаббата. Директор «Гилеля» Москвы Марк Жилин угощает халой — праздничным хлебом / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Иврит на Покровку приведет: Первое подворье для еврейских купцов возникло недалеко от Кремля

Общество
Продолжаем рассказывать о местах, исторически связанных с жизнью разных народов в столице. Весной сразу два главных праздника отмечают иудеи — Пурим (в честь спасения евреев в Древней Персии) и Песах (в память исхода из Египта). Где сегодня в Москве можно познакомиться с еврейской культурой и обычаями, подскажет наш маршрут.

В городские сословия (купеческое и мещанское) еврейское население Российской империи включили в 1780 году указом Екатерины II. Изначально все подданные этих сословий были ограничены в свободе передвижения и выборе места жительства. В 1791 году императрица определила территории, где могли селиться и торговать евреи — в основном земли, отошедшие России после разделов Польши (черта еврейской оседлости). Исключение касалось отдельных категорий в разные годы: например, людей с высшим образованием, ремесленников. В Москву еврейские торговцы могли приезжать за товаром.

— И жить они могли только в одном доме в Зарядье, который назывался Глебовское подворье (он, увы, не сохранился, там потом была гостиница «Россия», а сейчас — парк «Зарядье»), — говорит историк, экскурсовод Артур Клемперт. — В 30–40-е годы XIX века в московских полках появились первые еврейские рекруты и, соответственно, иудейские молельни для них (старший рекрут назначался кем-то вроде раввина). После 25-летней службы еврейские солдаты могли оставаться в Москве, и им привозили невест из-за черты оседлости. Затем потянулись еврейские купцы, ремесленники и люди с европейскими дипломами о высшем образовании.

Возникла община, которая решила построить большую синагогу — центр еврейской религиозной и культурной жизни. В результате сложных переговоров с властями Москвы была выкуплена земля. Огромную роль сыграло здесь семейство Поляковых, железнодорожных магнатов, — братья Яков, Самуил и Лазарь, а также чаеторговец и промышленник Калонимус-Вольф Высоцкий. Хоральная синагога до сих пор стоит на том месте — в доме № 10 по Большому Спасоглинищевскому.

Ксения Мазаева и Леонид Соколянский встречают шаббат / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Вокруг Московского еврейского общинного центра во 2-м Вышеславцевом переулке, 5а, рядом с синагогой образовался, по сути, еврейский квартал с жилыми домами, книжными лавками и магазинами кошерной еды, а главное — с Музеем и Центром толерантности (ул. Образцова, 11, стр. 1), где проходят выставки и поэтические вечера.

В самом начале Покровки располагается штабквартира «Гилель» — крупнейшей еврейской молодежной организации в мире. Он помогает молодым людям знакомиться с историей, культурой и традициями еврейского народа, в том числе и в Израиле, изучать иврит и не только.

— Главная тема у нас — «Тиккун олам», что в переводе с иврита означает «Исправление мира», — говорит представитель фонда Маргарита Скипина. — В День добрых дел мы приглашаем всех желающих попробовать себя в качестве волонтера: помочь постояльцам домов престарелых, малоимущим семьям. Хороший способ объединиться и сделать добрые дела вместе.

КСТАТИ

В Москве сейчас много синагог. На Большой Бронной улице (бывшая частная молельня в домовладении Лазаря Полякова), на Поклонной горе (Музей еврейского наследия и холокоста), в Отрадном и в других местах.

Точка зрения

От Бабеля до Войновича. Литературные успехи нации с высокой энергетикой

О том, какое влияние друг на друга оказали русская и еврейская культура, рассуждает писатель Михаил Веллер.

Евреи массово появились на территории Российской империи, когда после разделов Речи Посполитой в конце ХVIII века в состав Российской империи вошли польские земли. К концу XIX века в Российской империи существовала самая большая еврейская община мира. Так, в 1880 году здесь проживали 67 процентов всего еврейского народа. При этом, надо понимать, евреи жили за чертой оседлости: в специально отведенных местах разных губерний империи.

Но в 1917 году понятие нации было отменено, и примерно до 1933 года разговоров о том, кто какой национальности, вообще не было. Именно в это время самые энергичные евреи переехали в большие города. При этом иудеи всегда были любителями чтения, грамотность была стопроцентной. Вспомните из Чехова: «Библиотеку пришлось бы закрыть, если бы не барышни на выданье и не молодые евреи».

Поэтому не стоит удивляться, что в русскую культуру влились сотни и тысячи евреев, которых больше века никуда не пускали. Двинулись вместе с другими народами: латышами, грузинами, армянами... Имена можно перечислять долго: Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Владимир Войнович, братья Вайнеры, Александр Галич... Но еврейскими у них были только гены. А все остальное — только российское. Все известные еврейские писатели, поэты, певцы использовали в качестве языка русский, ведь он был языком страны.

Как говорится, если зайца долго бьют, он и спички зажигать научится. Когда какая-то группа, какой-то человек находится под давлением, то его энергетика, если он не погибает, повышается. К началу XX века евреи были этнической группой повышенной энергетики.

И с этой повышенной энергетикой они двинулись в революцию, которая обещала равенство для всех. Сочетание энергетики, освобождения и традиционной грамотности и дало эффект множества евреев в литературе, науке и политике. К тому же интеллигенция после 1918 года была объявлена буржуйской. Многих репрессировали, многие эмигрировали, и освободившиеся места заняли в том числе и евреи.

amp-next-page separator