Акции протеста против итогов выборов прошли спокойно
Тем не менее обстановка практически везде характеризовалась как спокойная. Полиция рапортует о минимальном числе задержанных и об отсутствии серьезных эксцессов. И это несмотря на то, что зачастую на площадях вместе стояли представители самых разных партий и движений.
Главные требования собравшихся: отмена результатов голосования, проведение новых, честных выборов и принятие демократических законов о партиях и все тех же выборах. В штабе «Единой России» заявили, что митингующие будут услышаны государством и обществом.
Накануне в Москве собрались националисты — и снова все прошло мирно.
СЕРГЕЙ МАРКОВ
ПОЛИТОЛОГ
Спокойствие на митинге — результат количества митингующих. Раньше, когда на улицу выходили десятки человек, им нужно было обратить на себя внимание, провоцировать власти. Отсюда и лозунги соответствующие, и столкновения с полицией. Власти, соответственно, не боялись применять жесткие меры. Сейчас против нескольких десятков тысяч митингующих ни один здравомыслящий лидер насилие применять не будет.
Теперь о том, почему так много пришло на Болотную площадь. Во-первых, люди убеждены в том, что официальные итоги выборов не отражают реальное волеизъявление народа. Во-вторых, подросло новое поколение у которого нет опыта митингов 90-х. Им это интересно.
Мы-то знаем, что чем больше сегодня митингов, тем хуже завтра жизнь. Третий фактор — это наличие сил, которые действительно «раскачивают лодку». Ну и напоследок, есть политические силы, 90-х, которые хотят вернутся к власти.
АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ЦЕНТРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Людей нельзя вывести на улицу, если они сами этого не захотят. Это главная причина столь высокого результата «явки» на митинг. Плюс Интернет. С его помощью народ не только получает более объективную информацию о происходящем, но и может оперативно делиться мнениями и объединяться. Если помножить это на выросший уровень гражданского самосознания, получим те самые несколько десятков тысяч митинговавших в Москве и тысячи в регионах.
Кстати, активность в регионах — едва ли не самый важный показатель. На местах быть оппозиционером тяжело. Все друг друга знают: доложат твоему начальнику, что тебя видели на митинге — и ты уже на карандаше. А то и сразу заявление об уходе пишешь. Если несмотря на такой риск люди все-таки вышли, значит действительно наболело. Власти стоит прислушаться. Времена, когда оппозиция была в основном маргинальной, прошли.
ЮРИЙ ПИВОВАРОВ
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ, АКАДЕМИК РАН
Я был на митинге и своими глазами видел тех, кто пришел на Болотную площадь.
Большая их часть — нормальные люди, от которых сложно ожидать каких-то проявлений экстремизма и призывов к насилию. Полиции судя по всему дали команду — не поддаваться на провокации, но их и не было. Вообще, я не совсем согласен с теми, кто готов раздуть какой бы то ни было митинг до масштабов события вселенской значимости.
Как историк я должен сказать, что главное — чтобы власть услышала недовольство граждан. В свою очередь, призывы свалить власть — это тоже нигилизм. Народ вышел в таком количестве, потому что нарушения на выборах судя по всему действительно были. Вызванное этим недовольство резонировало с нашим социальным неравенством, перекосами в деле распределения благ. А вообще, народу и власти самое время вступить в диалог.
Хватит, мы в 20 веке друг с другом навоевались.