«Вы чужие, а мы у себя дома». Помешательство или провокация
Как говорил один гоголевский персонаж, если Бог захочет кого-то наказать, то лишит разума. Я представляю, как через некоторое время (информация ныне не знает преград) словам это юриста в норвежской тюрьме аплодирует Брейвик, а во французском парламенте сторонники Национального фронта: мы же предупреждали, белая цивилизации под страшным ударом, вон что уже творится даже в Москве. Чувствую, как напряглись политики на Старой площади: статья 282 УК РФ о разжигании межнациональной розни применялась в отношении куда более спокойных ораторов. Но ни один из русских националистов не грозил тем же кумыкам умыванием кровью.
Другое дело, что на проявление кавказского экстремизма всегда смотрели сквозь пальцы, с некоторым ленивым снисхождением: мол, что делать – слишком эмоциональные народы. Хотя не знаешь что лучше – звать к Хасавову полицейских или санитаров, чтобы зафиксировали больного. Но нынешний случай вопиющий. Это вызов прямой наглый, беспардонный, явно рассчитанный на собственный циничный пиар. Вызов нынешнему правопорядку, усилиям властей по наведению межнационального мира и доверия, весьма ослабленных в смутные перестроечные времена. Сколько молодых и психически неустойчивых молодых людей на Кавказе решат после таких заявлений уйти в лес? Вряд ли кто подсчитает.
Но уже видны попытки смягчить впечатление от прозвучавших угроз. Сам Хасавов спешит заявить, что его не так поняли. Хотя самое невинное его заявление может толковаться, как призыв к фактическому отделению Северного Кавказа от России. Помните - «мы приходим сюда, в Россию». Но пока извинений от этого человека не слышно.
Телеадвокат исламистов Гейдар Джамаль клянется, что экстремиста не так поняли, хотя тот не просил в эфире ни толмача, ни толкователя. И уж совсем жалко выглядит церковный рупор Всеволод Чаплин, который уверен, что не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам, но нельзя навязывать эти правила другим. То есть ритуальное забивание баранов на балконах – это уже просто детский лепет по сравнению с угрозами введения в столице побития камнями, наказания плетьми и палками, как того требует шариат.
Столичные власти неоднократно повторяли, что не допустят появления в Москве национальных анклавов. А тут речь идет не просто о расселении по национальному признаку, но фактическому разрушению единства страны на самом чувствительном поле - правовом. О неподсудности целых этнических групп светскому общероссийскому суду. Например, за убийство иноверца- штраф заплатил и «только всего и дел».
Повеяло средневековьем, когда в некоторых европейских городах возникали еврейские гетто, которые выторговывали себе право жить внутри таких территорий по Завету.
Когда-то подзабытый ныне Ульянов-Ленин сказал, что не может быть правосудия рязанского и казанского. Этот завет не устарел и пережил ленинизм. Потому что – это альфа и омега любого государства. Иначе хаос…
К слову, глава Комитета Совета федерации Валерий Рязанский отрицает наличие у него такого помощника. Но от этого не легче.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Сергей Марков, проректор РЭУ имени Плеханова, политолог:
- Суды шариата в России невозможны. Во-первых, это дробление правового поля. Получится, что одним – одно, другим – другое. Во-вторых, это обособление определенных национальностей, а в-третьих – это играет на руку террористам. По сути, они ведь действуют по закону шариата. К тому же, нужно учитывать и то, что сами верующие не хотят, чтобы их судили по этим законам.
Сергей Зарецкий, политолог:
- Высказывание Дагира Хасавова – это популизм. Будучи образованным человеком, он не может не понимать, что идея создания судов шариата в России невозможна. По крайней мере, в сегодняшней России, где большая часть населения – православные. Да, православие, как религия большинства, получает некоторые преференции. Например, православные праздники, являются государственными. Но эти преференции не распространяются на закон. У нас не судят по десяти заповедям, например за праздность или за что-нибудь еще. Поэтому также неверно, чтобы в качестве наказания за убийство чеченец получал чтение молитвы, а рязанец - пятнадцать лет. Если говорить о преференциях, то они существуют явно не в пользу православия. Сейчас у нас есть комплекс вины за первую и вторую чеченские войны. Мы наказываем наших солдат за преступления во время чеченской войны, но не наказываем за аналогичные преступления чеченских боевиков.