Владимир Вернадский. / Фото: РИА «Новости»

Забытый пророк

Общество

— Проспект Вернадского назван в честь ученого. Чем занимался? Не знаю, — говорит Маша Сичкаренко.

— Вернадский? Ученый, — уверен Анатолий Петров, прохожий с Композиторской улицы.

Иду в Геологический музей на Моховой. Профессор Георгий Наумов готов рассказывать о Владимире Ивановиче часами.

— Вернадский относился к числу тех ученых, специальность которых точно определить невозможно, — сказал он. — По образованию — биолог, основной его вклад в науку касается минералогии, кристаллографии, геохимии и биогеохимии. Человеком был верным. Любил единственную женщину — свою жену. Имел великое множество друзей.

Георгий Наумов показал мне дневниковую запись Владимира Ивановича Вернадского из рассекреченных в девяностые годы архивов: «Вставал всегда рано. Никогда не курил. Водку пил раз в жизни. Художественную литературу люблю и за ней внимательно слежу. Очень люблю искусство, живопись, скульптуру. Очень люблю музыку, сильно ее переживаю. Считаю наилучшим видом отдыха прогулки пешком, прежде — в лодке, поездки за границу»...

И скупые строчки, начертанные выцветшими чернилами, меня зацепили. Так что вместо лекции по зарубежной журналистике я принялась читать дневник Вернадского — дневник друга, мужа, возлюбленного.

В этот день: закончили Финскую войну и выбрали президента

1940 год: в столице подписали Московский мирный договор, завершивший Советско-финскую войну. К СССР отошли Карельский перешеек, ряд островов в Финском заливе.

— Это позволило отодвинуть границу от Ленинграда и Кронштадта, которые до этого простреливались финской артиллерией, — говорит военный историк Александр Широкорад.

1990 год: в Кремле открылся III Съезд народных депутатов СССР. Через два дня на нем был избран первый и последний президент СССР Михаил Горбачев.

— В отношении к Горбачеву мы зачастую показываем слабости нашего национального характера, перенося на него лично свои ошибки и разочарования, — говорит политолог Александр Ципко.

amp-next-page separator