«День аиста»: главное, чтобы он стал поворотным в жизни вашей
В этот день корреспонденты «ВМ» побывали в четырех из 40 детских домов, где 29 марта прошел день открытых дверей.
Как дочка привела в дом еще двоих детей
Воспитанников детского дома № 48, что на 16-й Парковой улице, в свое время принял Папа Иоанн Павел II. Этот дом посетили патриарх Алексий II и певица Лайза Миннелли. А сейчас такая возможность появилась и у обычных москвичей, которые хотят взять на воспитание детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого Департамент социальной защиты населения города проводит два раза в год день открытых дверей: в последнюю субботу марта и октября. И в первую из них можно было убедиться — теперь этот детский дом похож на обычный санаторий, где 150 детей в возрасте от 3 до 18 лет проживают и воспитываются, получают образование и социальную адаптацию. Стараниями персонала детского дома в 2013 году отсюда взяли в приемные семьи 13 детей — это хорошая цифра! В «День аиста» сюда пришли более ста потенциальных усыновителей, опекунов, патронажных родителей.
— Мы с радостью приветствуем каждую пару! — рассказал руководитель Департамента социальной защиты населения города Владимир Петросян. — Понимаем, насколько серьезен этот шаг и готовы всячески помогать им. Для этого в Москве сейчас работает 51 школа приемных родителей, где ведется психологическая, социально-юридическая и правовая подготовки приемных родителей. И для нас очень важно так провести сегодняшний день, чтобы люди захотели сюда вернуться. Чтобы желание увидеть ребенка в своей семье стало явью.
Среди гостей есть и те, кто уже взял отсюда несколько детей с тяжелым заболеванием.
— Наша дочка, которую мы удочерили из этого детского дома четыре года назад, говорила, что у нее здесь осталась лучшая подруга, — говорит Олег Фортуна. — Мы стали приглашать эту подружку в гости... И через пару лет она плавно переехала в нашу семью.
А у нее оказался еще и младший братик... Теперь у нас шестеро приемных детей, вот-вот переедем в более просторную квартиру. Кстати, один наш ребенок ВИЧ-инфицирован, при этом он успешно занимается в спортшколе олимпийского резерва.
— Когда я взял ВИЧ-инфицированных детей, мои коллеги из других детских домов сначала обходили меня стороной, — вспоминает директор дома Виктор Пушнин. — К сожалению, общество до сих пор боится этих слов — «ВИЧинфекция». Хотя сегодня ВИЧинфицированный не представляет никакой опасности, если соблюдать рекомендации медиков. Следуйте им — и вирус будет полностью подавлен, а дети вырастают абсолютно нормальными.
Праздник, как и везде
Дом-интернат № 21 для умственно отсталых детей на улице Сосновой, 8... Но на воротах нет вывески. Директор Александр Успенский объясняет: сделано это ради психологического комфорта и безопасности самих ребят: — Сегодня у нас, как и во всех домах такого профиля, праздник. Отличие одно: к нам приходят специально подготовленные люди, те, кто занимался в школе приемных родителей и укрепился в решении взять на себя заботу о сироте.
Воспитанники дома-интерната № 21 самые тяжелые из всех особенных детей-сирот.
«Отказники» с ментальными нарушениями и патологиями, со сложной, как говорят специалисты, структурой дефекта. До недавнего времени такие ребята почти не имели шансов покинуть стены госучреждения, их жизненный путь был определен, казалось бы, раз и навсегда: дом малютки — детский интернат — психоневрологический интернат для взрослых. Но комплексная программа профилактики социального сиротства резко изменила ситуацию в городе. О подробностях этой программы сегодня говорить не стоит, скажем лишь, что этот интернат — доказательство ее эффективности...
...На втором этаже играла веселая музыка, вестибюль заполнен взрослыми и детьми.
Малыши с веселым визгом катали по полу машинки, складывали кубики… А еще были концерт, конкурсы, чаепитие и вручение подарков — как без них! Праздник, такой же, как и везде.
«Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко»...
В то же время у филиала специализированного дома ребенка № 6 на улице Вешняковской, 27а, крутились на ветру разноцветные вертушки, звучала берущая за сердце мелодия — гостей зазывал голос из «Прекрасного далека».
Взрослые заметно волновались. А маленькие артисты — от полутора до трех лет — ожидали, когда объявят концерт. И тут же начали уверенно кружиться, размахивая под музыку яркими султанчиками и цветными погремушками.
Присутствие взрослых незнакомцев их явно не смущало! После концерта знакомимся.
— Сегодня здесь 53 ребенка, из них две трети — инвалиды с поражениями нервной системы и нарушением психики, — зам. главного врача по медчасти Гульнара Ахметова не смягчает ситуацию. Но похоже, она ничуть не напугала будущих родителей, и те с интересом знакомятся. Хозяйка меж тем их представляет:
— Роман, родился в июле 2012 года. Сергей — февраль 2013го, Илья — август 2011-го.
Они сами едят, участвуют во всех мероприятиях. Кстати, у нас семейная форма устройства детей. Вот игровая комната, спальня, кухня, ванная, — показывает Ахметова.
Когда подошли к полугодовалому Кириллу, в другом углу комнаты вдруг начал жизнерадостно агукать лежащий в кроватке карапуз Олежка.
И тут же несколько гостей очутились у его кроватки и склонились над малышом.
— Хорошенький! Прямо хватай и беги! — не сдержалась одна из мам...
После экскурсии у кабинетов педиатра, соцработников, специалиста по опеке выстроилась очередь. Родителям нужна подробная информация о малышах. А пока они обменивались впечатлениями: — Это хорошая акция, особенно для первого знакомства с такими учреждениями, — считают Анна и Григорий Кульковы. — Мы пока своего малыша не нашли — хотим девочку, а тут больше мальчики. Будем искать!
Папа и мама для Дианы
«Пишите письма в детские дома», — читала стихотворение Роберта Рождественско го педагог Елена Зотова. А Сергей и Аня вглядывались в оживленное личико Дианочки... В Орехово-Борисове, в центре содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» в этот день проводили мастер-класс. Елена меж тем рассказывала Дианочке, Любаше и Олежке об аистах.
— Красивый, — оценила Диана. У нее, как и у других детей, множественные нарушения развития...
У Ани задрожали губы, глаза наполнились слезами, и она вопросительно посмотрела на мужа.
Первое впечатление — очень сильное. В этом центре ухаживают за больными детьми, две трети которых с синдромом Дауна. Впервые здесь удалось побывать лет десять назад. За это время ситуация кардинально изменилась. Сегодня это здание по-европейски оборудовано современной техникой, вас встречают педагоги, психологи, дефектологи, как на подбор молодые и красивые...
— А у аиста детки есть? — спросила Диана и тут же добавила тихо: — а у меня мамы нет. Ты хочешь быть моей мамочкой? Сергей и Аня переглянулись и стали улыбаться... Даже неспециалисты увидят, что в центре творят просто чудеса.
Вот Кирюшка, Миша и Максим. Год назад они владели только элементарными навыками самообслуживания.
А сейчас это общительные, улыбчивые и озорные сорванцы. Как и все дети центра, постоянно чем-то заняты. Научились рисовать. Ходят в бассейн, занимаются лечебной физкультурой, стали уже своими в конноспортивном центре «Левадия». При любой возможности тискают специально обученных собак, которых приводят в центр. Каждый выходной — настоящий поход: в музей леса или — представьте! — в пельменную, где детки сами пельмени лепят.
...Взрослые пошли пить чай.
Высокая гостья Эльза не отходит от Максима, а Сережа и Аня остались с Дианой.
Вдруг девочка крепко ухватилась за руку мужчины и спросила:
— А ты папа? И в этот момент показалось, что они нашли свою дочку!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Петросян, руководитель Департамента социальной защиты населения Москвы:
— Помочь создать полноценную семью и обеспечить право каждого ребенка жить в семье — наша главная цель. Конечно, лучше в кровной семье, но если это не получается, то в замещающей... И хотя на иностранное усыновление в 2013 году город отдал 34 ребенка (из них пятеро — инвалиды), я твердо убежден, что это неправильно и что так не должно быть! Давайте вспомним свою историю.
В конце 1945 года сотни тысяч, если не миллионы детей по всей стране остались сиротами. И ни одного, повторяю — ни одного из них тогда не отправили за рубеж. Все дети выросли и выучились здесь, родина поставила их на ноги, дала профессию, работу, жилье, несмотря на то, что время после войны было тяжелейшее. И если тогда государство смогло поднять целое поколение, то и сейчас мы можем это сделать.
Татьяна Колмогорова, врач-педиатор филиала специализированного дома ребенка №6:
— За 35 лет моей работы в доме ребенка, в том числе главным врачом, конечно же, было много случаев, когда наших ребятишек брали на воспитание в приемные семьи. Потом родители чуть ли не ежегодно присылали нам фотографии, мы, помню, сделали целый альбом «За их судьбы мы спокойны». И мы действительно были спокойны: на этих снимках чувствовалась радость.
Сейчас, пожалуй, все сложнее. Нередко берут и те, у кого есть свои ребятишки. Раньше такого не было! С некоторыми родителями я специально беседовала. Мотивы не всегда однозначные. Кто-то берет чужого ребенка, чтобы помочь не только ему, но и своим детям. Своим — чтобы росли менее избалованными и более милосердными, более внимательными к другим людям.
СПРАВКА
В 2013 году в Москве у 1524 детей родители были лишены родительских прав — это на 12 процентов меньше аналогичного показателя 2012 года. На 1 января 2014 года в столице насчитывалось 19 142 ребенка-сироты. Более 80 процентов из них (15 422) устроены в семьях на разные формы воспитания. За последний год число детей, проживающих в детских домах, сократилось на 538 человек. Тенденция такова: в 2013 году семью (того или иного вида) обрели 2028 человек, что на 12 процентов больше, чем в 2012 году. Из них 350 детей устроены в приемные семьи, то есть аналогичный показатель 2012 года превышен на 71 процент. Снижается и количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных: этот показатель упал с 4079 в 2012 году до 3735 человек в 2013 году.