Ефим Рачевский, народный учитель России. / Фото: Шарифулин Валерий

Больше свободных тем для сочинения

Общество
Я всегда был сторонником развития навыков письменной коммуникации. И сочинение — это одна из возможностей для того, кто получает аттестат зрелости, научиться изъясняться не только устно, но и письменно. Если понаблюдать, то станет очевидно: большинство людей теряются при виде чистого листа бумаги, на котором нужно изложить свои мысли.

Изложить так, чтобы не употребить такие слова, как «блин», «значит», «как бы», и другие слова-паразиты.

Мы живем в такое время, когда письменная речь занимает все больше места в коммуникации. Мы все больше пишем эсэмэски, а не говорим по телефону, все больше составляем рабочие письма и перекидываемся сообщениями в социальных сетях. Эпистолярный жанр возвращается в новой форме.

Сочинение, которое традиционно существовало в школах, давало возможность показать свою способность размышлять письменно. Когда оно ушло из нашей практики, то и эта возможность тоже исчезла.

Сразу возникает вопрос: должно ли сочинение продемонстрировать знание выпускника основ русской мировой культуры? Бесспорно. Но при этом мысли учителя или вычитанные из учебника идеи не должны быть канонизированы. Поэтому я бы хотел, чтобы было как можно больше свободных тем, на которые школьники могли бы порассуждать. О времени, о жизни, о себе, о политике, об этике.

Оперируя при этом теми знаниями, которые они получили, изучая литературу, историю, а может быть, даже и математику.

Но механически натаскивать школьников на сочинение невозможно и не нужно. Поэтому школьникам, которым первыми спустя много лет придется сдавать сочинение, я бы посоветовал только одно: как можно чаще тренироваться. Писать как можно больше текстов. Самый эффективный способ в учении — самостоятельная работа. Но, разумеется, только та, которая потом проверяется и включает в себя еще и работу над ошибками.

На до просто больше читать, чаще писать.

Справедливости ради надо сказать, что эссе в части «С» в Едином госэкзамене по русскому не проще, чем классическое сочинение.

Не проще хотя бы потому, что имеет ограниченный объем.

Вот тебе четвертинка бумаги.

Изложи здесь свое отношение к дружбе, любви, спорту… Если дать два листа бумаги, то можно, как говорится, налить воды. На четвертинке это сделать сложнее.

Возвращение сочинения — это не повод кого-то переучивать. Если ребенок ходил в школу, слабую или сильную — неважно, — и учился хотя бы на 60 процентов, он просто «обречен» и сочинение хорошо написать, и ЕГЭ сдать.

И последнее: может быть, вы спросите, обязательно ли это сочинение писать ручкой и на бумаге. Нет. Его надо писать на компьютере, а по окончании нажать enter и отправить проверяющему. Вот подумайте, много ли вы пишете ручкой? Я — нет. А надо писать с помощью такого инструмента, который тебе привычен и не заставляет задумываться.

amp-next-page separator