Лента времени Николая Караченцова

Общество
Любимый актер театра и кино 27 октября празднует 70-летие. Поверить в столь солидную дату трудно.

Перед юбилеем наш корреспондент побывала дома у Николая Петровича и поговорила с ним и его женой Людмилой Поргиной о ярком прошлом и непростом настоящем их семьи.

ЯРКИЕ 60-Е

Николай Караченцов родился в Москве за год до окончания войны. Он никогда не изменял столице — были, конечно, и поездки, и гастроли, но он неизменно возвращался в город, который любил. Его мама Янина Брунак была балетмейстером, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, отец — художник-график — много лет работал в «Огоньке». Родителей не стало в 1998-м, они ушли в один год… Коля еще в школе отправился в театральную студию при ЦДТ, а уже оттуда — в Школу-студию МХАТ, которую в 1967 году окончил с отличием. За роль Дахно в студенческой постановке ему вручили приз «За лучшую мужскую роль», и впереди была блестящая дорога, ведь выпускников традиционно ждал МХАТ.

Но именно в 1967 году «карта легла иначе»: из «Ленкома» ушел Анатолий Эфрос, актеров не хватало, и новый главный режиссер театра обратился в Школу-студию за помощью. Ему пошли навстречу, и 10 лучших студентов-выпускников отправились не во МХАТ, а в «Ленком». Так Коля Караченцов и пришел в него — навсегда.

ВЗЛЕТНЫЕ 70-Е

Едва придя в «Ленком», Караченцов начал и играть на сцене, и сниматься в кино. Как он успевал совмещать репетиции и съемки? Наверное, только благодаря невероятной энергии, которая била в нем, раздирая кожу и грудную клетку. Он играл «на разрыв», каждый раз — отдаваясь роли полностью, взахлеб.

Первые фильмы («Штрихи к портрету Ленина», «...И снова май») славы ему не принесли. Но потом он снялся в картине «Старший сын». С момента ее выхода на экран (1975) слава уже не отходила от Караченцова ни на шаг.

БЛЕСТЯЩИЕ 80-Е

Вскоре после Олимпиады в «Ленкоме» начали репетировать «Юнону и Авось». Резанов в исполнении Караченцова был и сильным, и романтичным, страдающим и эгоистичным, взрывным, нервным… От его голоса сходили с ума женщины: он запел после «Собаки на сене» (1977–78). «Юнона» стала символом десятилетия. А он — кумиром. После спектакля Караченцов, выжатый абсолютно, будто обескровленный, всегда низко склонял голову перед зрителями. Они всегда любили его. Но после «Юноны» любовь переросла в обожание.

[OBJ= Юнона и Авось "Я тебя никогда не забуду"]

СЛОЖНЫЕ 2000-Е

Его, что называется, «не брал» возраст. Великолепно тренированный, Караченцов сам исполнял многочисленные трюки — от скаковой акробатики и драк до стрельбы и беготни по крышам вагонов. А еще он блестяще танцевал и пел. Из когорты поющих актеров он смог переплюнуть всех, кроме Боярского, по количеству спетых песен — их больше двухсот.

[OBJ=Николай Караченцов "Кленовый лист"]

НОВАЯ ЭПОХА

Никто не может сказать, почему этот его невероятный полет был прерван. Авария, в которую он попал, была чудовищной – ее подробности известны: он спешил домой, чтобы поддержать жену Людмилу, потерявшую в этот день свою маму. Серьезная черепно-мозговая травма, операция, кома… Он показался на публике лишь спустя два года. А потом стало ясно, что играть он пока не сможет. Так началась новая эпоха в его жизни, эпоха борьбы с тяжелейшей болезнью и преодоления бесконечной боли – не физической, душевной. Ведь он понимал и понимает, насколько тяжело болен.

А страна следила за переменами и новостями, продолжая любить и надеяться… Постепенно его речь улучшилась, стали увереннее движения. После возвращения из Китая в прошлом году журналисты приставали к Николаю Петровичу с расспросами — что помогает ему жить. Его ответ был неизменен: «Все вы. Я все преодолею и выдюжу, потому что меня столько людей любят!» Он не скрывает, что страдает от недуга. И не скрывает слез, когда видит новости с Украины, зачем эта война... И по-прежнему смотрит вперед. Потому что там — надежда и вера.

Ну и еще один момент. Острый, но обойти его нельзя. Все эти годы рядом с Николаем Петровичем неотрывно была его жена — Людмила Поргина. Наше непростое общество давно разделилось пополам: одни считают, что она совершает подвиг, другие видят в этом лишь личный пиар и осуждают Людмилу Андреевну за то, что она бесконечно таскает супруга по разным мероприятиям. Недавно точку в этих обсуждениях поставил Николай Петрович: «Это нужно мне!» — сказал он.

[OBJ=Николай Караченцов "Леди Гамильтон"]

НЕПРОСТОЕ СЕГОДНЯ

...Их дом неподалеку от МХАТа, к которому я иду через усыпанный листьями Тверской бульвар, уютен и светел. Маленький игрушечный ангел смотрит на меня внимательно — что за новый человек пришел? Легендарный кабинет Караченцова завешан фотографиями. Резановских — больше всего.

Людмила устраивает мне экскурсию: из кабинета выходит Николай Петрович и машет рукой приветливо: «Привет!» Перехватываю взгляд Людмилы. Нет, так сыграть невозможно. Любовь…

- Вы познакомились в театре?

- Да. За мной многие ухаживали, а я Колю выбрала. Можно быть хорошим артистом, но дурным, безнравственным человеком, а Коля и артист от Бога, и цельная, гармоничная личность. Даже после страшной аварии и инсульта Коля не утратил цельности характера. В Склифе для предотвращения самоубийства у нас отобрали ножи и вилки, плотно закрыли окна, но Коля, увидев в зеркале свое изуродованное лицо, на листке бумаги написал: «Я вас очень люблю».

- Злые языки говорят, что вы слишком активно занимаетесь восстановлением здоровья мужа и не даете ему покоя постоянными поездками по миру. Нравится ли Николаю Петровичу путешествовать?

- За это лето мы были в Турции, Испании, Болгарии, где и отдыхаем, и лечимся. Эта осень началась для нас с поездки в Благовещенск, на фестиваль «Амурская осень», с последующим пребыванием в Китае… Что касается «злых языков», то на обвинения я не отвечаю только потому, что Коля никогда не позволял себе обижаться на других, не говоря уже о том, чтобы опускаться до уровня клеветников. А моя цель одна — чтобы Коля жил, ибо он достоин этой жизни как никто из нас.

- А кумиры у Николая Караченцова есть — из актерского мира?

- Он обожал Олега Борисова и даже специально ездил на спектакли с его участием — в Питер, в БДТ. С таким же интересом относился к антиподу Борисова — Кириллу Лаврову. Обожает Инну Чурикову. Николай Петрович смотрит в Москве все театральные премьеры. Коля настаивает на посещении театров, потому что хочет увидеть нового Смоктуновского, нового Леонова… Говорит: «Люся, я чувствую, что должен появиться новый гениальный артист, и я не могу это пропустить».

- Как он относится к недугу, как к испытанию?

- Он однажды сказал: «Это не я — инвалид, а те, которые не понимают — как и чем я живу. Те, кто считает, что лучше бы я умер или не появлялся на людях, — у них больная душа». Он жалеет этих людей. Во многом спасает то, что у него осталось чувство юмора. Он очень дружил с Юрием Никулиным и был почетным гостем в Старом цирке. Сейчас мы занимаемся с логопедом по книге никулинских «Анекдотов». Коля очень любит цирк. Мы тут были в цирке в Китае. Начался «смертельный номер», и он вдруг по-русски закричал артистам: «Не надо, ребята, жизнь – прекрасная, не убивайте себя, не рискуйте!»…

ЭКСПЕРТ

Безбрежный актер

Инна Чурикова, актриса:

- Коля — мой товарищ, любимый партнер. Мы с ним играли во многих спектаклях — «Сорри», «Оптимистическая трагедия», «Гамлет». Он сердечный, темпераментный, искренний, настоящий человек — именно поэтому он такой большой актер. Как он был безбрежен, безграничен, бесконечен, и как с ним было интересно играть! Он сильный, я в него верю! Коля, дорогой, мы с мужем поздравляем тебя с юбилеем и благодарим тебя за то, что ты рядом с нами и мы можем взять тебя за руку, обнять, поцеловать и найти любовь в твоих глазах!

СПРАВКА

Николай Караченцов снялся в ста с лишним фильмах, сыграл в театре и озвучил несколько десятков ролей. Заслуженный артист РСФСР (1977), народный артист РСФСР (1989), лауреат Государственной премии РФ (2002) — за спектакль Московского театра «Ленком» «Шут Балакирев» и Национальной премии «Россиянин года» (2004) в номинации «Звезда России». Актер награжден Орденом Почета, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Портрет актера украшает монету достоинством в один новозеландский доллар, посвященную рок-опере «Юнона и Авось».

САМЫЕ ЯРКИЕ РОЛИ НИКОЛАЯ КАРАЧЕНЦОВА

«Старший сын»

(1975) Роль Владимира Бусыгина дала Караченцову возможность претендовать на место по-настоящему глубокого драматического актера

«Собака на сене»

(1978) Глупый и напыщенный маркиз Рикардо настолько обаятелен благодаря Караченцову, что начинает вызывать не усмешку, а жалость и симпатию

«Кровавая надпись»

(1979) В многосерийнике о приключениях Холмса и Ватсона Караченцов появился как «приглашенная звезда», сыграв Джефферсона Хоупа — благородного убийцу

«Юнона и Авось»

 

(1981) Мятежный романтик Николай Резанов сыгран Караченцовым на пределе актерских возможностей — так, что и спектакль, и герой стали культовыми

«Человек с бульвара Капуцинов»

(1987) Ковбой Билли Кинг — не главный персонаж в этой картине. Но он настолько прост и понятен, а мимика его так «говоряща», что он стал любимцем зрителей

amp-next-page separator