Если захотеть - мечты сбудутся
ЧУДО ЗОЛОТОЕ, СОЛОМЕННОЕ
Дерево и камень, глина и бумага, металлы и стекло, кожа и ткани — каких только материалов не существует для творчества, из чего только не создают руки человеческие произведения искусства. А вот Анна Ивановна Климова всей душой предана обыкновенной деревенской соломе… Обыкновенной?! Да как бы не так! Целую лекцию прочитала она мне об удивительных свойствах соломы, ее структуре-фактуре, о тонкостях и секретах, а нам-то, городским, и невдомек, что она не просто «отходы хлебного производства», или то, чем коров кормят, или в деревнях крыши раньше крыли… Кстати, крыли всегда только ржаной соломой: она воды не боится, не чернеет, в отличие от пшеничной, да и сеяли крестьяне как понятно, именно ее, рожь-кормилицу.
Вот и Анна Ивановна и душой своей, и корнями — деревенская, родилась в тяжелом послевоенном 1948-м в Белоруссии, в многодетной семье — восемь братьев и сестер у нее, а родители и бабушка — умельцы на все руки! Папа и каменщик был, и плотничал, и по дереву резал. С такой родней белоручкой-лентяйкой уж точно не вырастешь.
Рано пошла работать — сначала на заводе фрезеровщицей, потом закончила техникум и стала бухгалтером. Как-то случайно оказалась на фабрике художественный изделий, народного творчества и — все! Влюбилась на всю жизнь в эту рукотворную красоту, поняла, что только здесь ее место и ее судьба! — Делали мы из соломки на экспорт сувениры, — куколки, хлебницы-сухарницы, разную домашнюю уварь, — рассказывает Анна Ивановна, — и было у меня личное клеймо, — как знак особого доверия. А потом послали меня в Москву учиться, в университет искусств! …Много воды утекло с тех пор, троих детей вырастила Анна Ивановна, внуки есть, и правнучка появилась, — а сколько у нее учеников — и не сосчитать, наверное! Преподавала в школе, вела уроки труда, учила детей видеть и понимать, ценить и любить прекрасное….
И сейчас, в ставшем ей родном Южном Тушине ведет уроки и мастер-классы, щедро делится всем, что знает, — особенно, говорит, полезно это для ребят с инвалидностью, моторику рук развивает-разрабатывает…
ДЕДУШКА С ГИТАРОЙ
Окуджава и Митяев, старинные романсы и современная эстрада, неувядаемая советская песенная лирика — и бессмертная «Бесамемуча» — он все может, все любит! — Но на самом первом, почетном месте — « Темная ночь», — говорит Анатолий Рудольфович Бойчицман.
Именно с нее-то все и началось, страстное его, горячее желание и мечта научиться играть на гитаре и спеть песню из фильма, любимого с детства, военной поры, — спеть и сыграть так, как играл и пел Марк Бернес… Всю жизнь он мечтал — да все как-то не до того было. Учеба, работа (на Тушинском машиностроительном долгие годы трудился), потом преподавал в техникуме, детей растил, на пенсию вышел…Но мечта не делась никуда, звала, не отпускала.
И в 70 лет впервые взял в руки Анатолий Рудольфович гитару… Невероятно? Но факт!
— Начинал я с «трех блатных аккордов» — ну, их все играют, даже те, кто играть не умеет, — улыбается он и лихо, картинно демонстрирует эти самые аккорды. — А вот — «восьмерочка», знаете? — и следует дивный перелив-перезвон струн. — А эту помните? «Когда простым и нежным взором ласкаешь ты меня, моей друг…»
Кто же не помнит Вадима Козина?! Так и спели мы с ним дуэтом песню до конца. А потом — ту самую, заветную «Темную ночь» — и я думаю, Бернес нас не осудил бы… Десять лет не расстается с гитарой Анатолий Рудольфович, и — мало того, учит играть других! И новая теперь у него мечта: создать свою команду-ансамбль гитаристов в родном Тушине. Уроки для всех желающих дает, конечно, бесплатно!