Руководитель Школы приемных родителей Олеся Ситнова (слева) и педагог-психолог Татьяна Габова (справа) уверены, что ненадежных родителей среди усыновителей быть не должно / Фото: Волков Павел

Формализму здесь не место

Общество
Школу-интернат № 15 в обиходе называют также «Школой циркового искусства», но чаще просто «Никулинской». Ведь идейным вдохновителем и организатором дома для детей, оставшихся без попечения родителей, был наш замечательный артист Юрий Никулин. А год назад здесь на двери обычного кабинета появилась табличка, объявляющая о рождении еще одной школы — для приемных родителей...

Воспитанники, само собой, посматривают на нее с особым интересом: ведь среди взрослых, которые приходят сюда на занятия два раза в неделю, могут оказаться их будущие мамы и папы. А те, в свою очередь, цепко вглядываются в лица пробегающих по коридору детей — вдруг екнет сердце, вдруг вот эта девчушка с косичками или тот белобрысый мальчуган станут родными? Светлана и Павел — люди зрелые. Двое их детей живут отдельно. У старшей дочери уже есть первенец, так что они еще и молодые бабушка с дедушкой. Приемный ребенок для них — дело решенное. Даже комнату для него уже отремонтировали. Точнее, для нее.

— На семейном совете мы единодушно решили — это будет девочка 12–14 лет, — объясняет Светлана. — Понимаем, что этот возраст очень трудный, но мы уверены в себе. Те дополнительные знания, которые дала нам школа приемных родителей, эту уверенность только укрепили... Обязательно заключим и договор о сопровождении: будет с кем посоветоваться, если возникнут сложности.

— В школе учат самому необходимому, — рассказывает руководитель Школы приемных родителей Олеся Ситнова. — Как правильно оформить документы. Как относиться к тайне усыновления: умалчивать или обсуждать. Что делать, если поведение ребенка изменилось в худшую сторону. Как помочь семье принять нового родственника. Причем занятия строим так, что ответы на вопросы родители ищут вместе с нашими специалистами: педагогами, юристами, психологами...

Кстати, 26 января здесь начнут готовить новую группу. В ней будет 15 слушателей. Перед зачислением в группу все претенденты проходят обязательное собеседование. Это нужно не только школе: умелый собеседник помогает взрослым людям лучше понять себя, реально оценить свои возможности, взвесить ответственность. Иногда после этого разговора кто-то уходит. Ведь ненадежных среди усыновителей быть не должно.

Как строятся занятия? Формализму здесь не место. Никаких лекций. Споры, ролевые игры — разговор идет в живой форме. Направления часто предлагают сами слушатели, отталкиваясь от своих воспоминаний о детстве. Попутно обсуждаются фильмы и книги, в которых затронута тема усыновления. В работу включена вся группа. Специалисты только корректируют процесс.

А кабинет выглядит очень просто. Рабочий стол преподавателя, классная доска, стулья и журнальный столик. Этого достаточно. Ведь главное — желание людей учить и учиться.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Татьяна Габова, педагог-психолог школы-интерната № 15:

- Существует миф, что к новой жизни лучше адаптируются маленькие дети, которые не помнят своих биологических родителей. Приходится убеждать, что дело не в возрасте приемного ребенка, а в атмосфере любви и доверия, без которых не может быть счастливой семьи.

Марина Година, социальный педагог школы-интерната № 15:

- Учеба длится два месяца, затем у нас бывает выпускной, на котором окончившему школу приемных родителей вручается свидетельство государственного образца — своего рода лицензия на усыновление или, если хотите, аттестат родительской зрелости.

СПРАВКА

В ведении Департамента социальной защиты населения — 55 школ приемных родителей (список — на сайте www.dszn.ru). Все они имеют полномочия на подготовку тех, кто желает принять на различные формы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей. С 2012 года такая подготовка обязательна. Общая продолжительность бесплатного курса — не менее 48 часов.

amp-next-page separator