Такой сцену дуэли в «Евгении Онегине» в 1983 году увидел художник Дмитрий Чербадж

Наряды оперных персонажей как отражение эпохи

Общество
Всегда интересно сравнить образы героев, возникающие при чтении книг в твоем воображении, с теми, что рождаются в голове у других людей.

Ознакомиться с тем, какими представляли себе персонажей Пушкина и Гоголя композитор Петр Чайковский, а вслед за ним и лучшие российские и советские театральные художники, работая над поставленными на литературные сюжеты операми (это в том числе «Черевички», «Мазепа» и «Пиковая дама»), можно в особняке по адресу: Кудринская площадь, 46/54. В этом здании жил сам Петр Ильич. Тут он создал свою Вторую симфонию и балет «Снегурочка».

Сейчас здесь располагается музей «П. И. Чайковский и Москва». На открывшейся недавно выставке «Живописный мир оперного театра П. И. Чайковского» можно увидеть эскизы к операм знаменитого композитора. В центре внимания одна из самых известных — «Евгений Онегин».

— Идею взяться за роман в стихах Петру Ильичу подсказала его приятельница певица Елизавета Лавровская, — погружается в историю экскурсовод Рушана Хатыпова. — Композитор отреагировал резко: ни в коем случае, Пушкин ужасно ложится на музыку! Впрочем, обдумав предложение, на следующий день Чайковский посчитал, что идея гениальна — и принялся за работу. На написание партитуры ушло полгода. Вдохновение автор искал во Франции, Швейцарии и на Украине — в гостях у сестры. Премьера состоялась на сцене Малого театра в 1879 году. В главных ролях были учащиеся Московской консерватории. Популярность не заставила себя ждать.

— То, что опера стала «хитом», Чайковский понял, когда зашел в трактир и услышал, что проигрыватель беспрестанно повторяет ее фрагменты, — говорит Рушана Хатыпова. — Произведение понравилось и знатокам, и обычным слушателям. На премьере «Евгения Онегина» в Вене оркестром руководил молодой Густав Малер.

Оперу ставят уже 136 лет. Каждый театр пытается рассказать знакомый сюжет по-новому.

Если сейчас в моде минималистическая сценография, то раньше уделялось внимание каждой мелочи. Тщательно прорисовывались эскизы костюмов не только главных, но и второстепенных персонажей. Художник Василий Шухаев пошел дальше и продумывал даже такие детали, как материалы для платьев участниц хора — французской посланницы и пожилой дамы.

Одной из самых каноничных считается версия художника Петра Степанова в 1912 году.

За его эскизами видна скрупулезная работа над текстом — Онегин и вправду одет «как лондонский денди», замужняя Татьяна Ларина щеголяет в малиновом берете. Оценить труд костюмеров и декораторов на выставке можно до 24 мая.

amp-next-page separator