Михаил Гусман: Власть – это кислород, витамины, страсть!
- Михаил Соломонович, ваша программа выходит два раза в месяц. То есть в год получается 24 выпуска, что значит 24 интервью. Про какому принципу вы отбирали беседы для своей книги?
- Тут важно сказать, что в эту книгу вошли мои интервью, взятые лишь за последние пять лет. Вообще же это у меня уже третье издание: первое вышло 10 лет назад и включало 55 интервью; второе – пять лет назад, в нем с 60 интервью. И вот теперь – еще 65. Что же до принципа, то… тут все просто: я выбрал для книги наиболее значимые беседы.
- С кем они, если не секрет?
- Все 65 фамилия я, пожалуй, перечислять не буду, хорошо? А так, в качестве примера… Например, здесь есть интервью с президентом Турции Эрдоганом, с Хилари Клинтон, с президентом Монголии и премьер-министром Японии. Я был первым, кто взял интервью у председателя КНР Си Цзиньпиня.
- Кто оказался наиболее тяжелым собеседником?
- Сказать, что какие-то интервью были сложными с точки зрения разговора, я не могу. Мои собеседники – уважаемые главы государств и правительств, и они ведут беседы, будучи людьми необычайно опытными. Ну, и я, что уж греха таить, считаю себя человеком опытным и, прошу прощения, профессиональным. Поэтому каждый раз у нас выходил разговор двух людей, профессионально делающих свою работу.
- Какова цель всех ваших бесед? Какую задачу вы перед собой ставили?
- Я с самого начала решил не задавать вопросы, попадающие в «болевые точки». Ведь мои интервью носят не сиюминутный характер, то есть они не привязаны к конкретному событию. Моя задача – нарисовать портрет собеседника, показать российским зрителям, что за человек тот или иной руководитель государства, как он рассуждает, что он думает о тех или иных жизненных обстоятельствах.
- Как считаете: возможно ли, занимая высокий и ответственный пост, оставаться обычным человеком?
- За полчаса до того, как поговорить с вами, я завершил интервью с генеральным директором ЮНЕСКО госпожой Ириной Боковой. Она возглавляет крупнейшую международную организацию, но при этом – очаровательная, обаятельная женщина!
- Так в чем же она тогда заключается, эта формула власти?
- Во всех без исключения моих интервью – а их было почти триста за 15 лет – я задавал монархам, президентам и премьер-министрам вопрос: что такое власть и какова она на вкус? Возможно, вы удивитесь, но ни один из ответов не повторялся. Так что, очевидно, формула власти состоит в некой сумме ответов всех моих собеседников.
- Что, на ваш взгляд, движет всеми этими людьми, идущими во власть?
- В западном политическом словаре есть термин – political animal. По-русски это звучит не очень красиво: политическое животное… Так вот, большинство людей приходит во власть не случайно. Политика для них – как кислород, как витамины, как способ жизни. Это та страсть, без которой они не могут! Хотите убедиться в этом? Почитайте книгу!