Подвиг трубачей

Общество
«Вечерка» продолжает спецпроект «Трубачи. Пропавший оркестр», посвященный судьбе государственного духового оркестра СССР, который в составе 6-й дивизии народного ополчения погиб в боях под Вязьмой. В 2011 году «ВМ» начала выяснять судьбу музыкантов и узнавать обстоятельства последних месяцев их жизни. Информацию собирали по крупицам. Перед вами еще одна часть нашего исследования.

В эти дни в Москве проходит историко-музыкальный фестиваль «Чтобы помнили…» в честь 70-летия Великой Победы. Он посвящен Государственному духовому оркестру Союза ССР, погибшему осенью 1941 года в «вяземском котле» при Обороне Москвы. В предыдущих номерах «ВМ» писала о создателе оркестра — композиторе Владиславе Блажевиче и его детище — Государственном духовом оркестре Союза ССР. Сегодня — о событиях, произошедших с музыкантами под Вязьмой в 1941 году.

Послание министра культуры

27 апреля юные музыканты - студенты Государственного училища духового искусства и учащиеся Московской городской детской музыкальной школы имени В.М.Блажевича выехали в Вязьму. В честь 6-й годовщины присвоения Вязьме почетного звания "Город воинской славы" молодые духовики дали благотворительный концерт в ДК "Центральный" для жителей Вязьмы, состоящий из классических произведений, песен о войне и маршей. Этим концертом музыканты открыли фестивальную программу проекта "Чтобы помнили...", посвященного памяти музыкантов Государственного духового оркестра Союза ССР. Перед выступлением было зачитано приветственное слово министра культуры, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского.. Перед выступлением было зачитано приветственное слово министра культуры, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского. «Знаменательно, что в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне профессиональное музыкальное сообщество нашло возможность обратить пристальное внимание на героическую судьбу музыкантов Государственного духового оркестра СССР, погибшего в боях под Вязьмой осенью 1941 года, — говорится в послании Владимира Мединского. — Искренне надеюсь, что спустя много десятилетий забвения совместными усилиями музыковедов и исполнителей, историков и журналистов удастся восстановить подлинные сведения о судьбе пропавшего оркестра...».

Учащиеся посетили мемориал жертвам немецкого пересыльного лагеря «Дулаг-184» и памятный знак трубачам Госдуха, установленный под Вязьмой в 2012 году по следам публикаций в «Вечерке» бывшим мэром Александром Клименковым на созданном им Поле Памяти возле деревни Кайдаково.

Поле Памяти у деревни Кайдаково и самый центр Вязьмы, где установлен памятник узникам «Дулаг-184», — условные места гибели пропавших без вести музыкантов. А их судьба могла сложиться одним из двух способов: погибнуть в окружении либо оказаться в немецком пересыльном лагере «Дулаг-184», который гитлеровцы организовали осенью 1941 года в самом центре Вязьмы, в здании строившегося авиационного завода, без крыши, окон и дверей, и на прилегавшей к нему территории. По сути, все пленники содержались на улице.

21 июня 2014 года Владимир Мединский, который также является профессором МГИМО, известным историком, открывая в Вязьме памятник жертвам «Дулаг-184», рассказал, что после «вяземского котла» и опытов с лагерями типа «Дулаг-184» немцы изобрели газовые камеры. Лагеря для пленных создавались прямо в чистом поле — вбивались столбы, огораживавшие территорию, натягивалась колючая проволока и устанавливались вышки для караула. В таких загонах люди были обречены умирать без еды и воды.

— Только в этом лагере в первую зиму 1941– 1942 года на страшном морозе погибли 70 тысяч наших солдат, — отметил тогда Владимир Мединский.

Лагерь просуществовал до самого освобождения Вязьмы — 12 марта 1943 года. Последние 35 лет на месте массовых захоронений был пустырь. К сожалению, даже появление мемориала и вмешательство в ситуацию Российского военно-исторического общества совершенно не изменили отношение руководства Вязьмы к захоронениям «Дулаг-184».

Местная память

Величественный памятник работы художника Салавата Щербакова стоит на пустыре в окружении мусорных свалок. Еще в апреле прошлого года Российское военно-историческое общество обследовало территорию «Дулаг-184» и подтвердило наличие здесь останков.

Вяземской адми нистрации было поручено благоустроить захоронения. В итоге накануне открытия мемориала пришлось срочно обносить постройки высокими деревянными заборами. После открытия заборы убрали, и привычный «пейзаж» был восстановлен. Но самое страшное здесь другое — бетонный забор Вяземского мясокомбината, врытый фундаментом в самый погребальный ров.

В прошлом году я «приценилась» к забору и посчитала вместе с руководителем одной из компаний по благоустройству его демонтаж. Получилось мероприятие на несколько недель стоимостью в 5 млн рублей! И это - при так называемой "отработке в ноль": просто оплата труда рабочих и аренды техники, без заложенной для компании прибыли. Так, может, надо навалиться на этот забор всем миром и освободить от него родных защитников, отдавших за нас свои жизни?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Помнили лишь семьи музыкантов

Реконструировать некоторые события удалось по детским воспоминаниям. У музыканта-тубиста Дмитрия Ромашкова остался сын — Дмитрий Дмитриевич Ромашков. У кларнетиста Константина Хомицкого — дочери Лариса и Людмила. Их младшая сестра Зоя папу запомнить никак не могла: в первых числах июля 1941-го, когда отец ушел воевать, ей было всего две недели.

Сын Ромашкова и дочери Хомицкого четко запомнили, что их отцы отправлялись на фронт от Цирка на Цветном бульваре. Действительно, сборный пункт размещался в техникуме, который находился по соседству с цирком. Правда, самих детей на проводы не взяли. Дмитрий Ромашков просто запретил сыну его провожать. И, кстати, тубу с собой не взял. Эту деталь сын Ромашкова прояснил уже потом, в 90-е. (далее...)

amp-next-page separator