Подвиг трубачей

Общество
«Вечерка» продолжает спецпроект «Трубачи. Пропавший оркестр», посвященный судьбе Государственного духового оркестра СССР, который погиб в боях под Вязьмой. Информацию мы собирали по крупицам. Перед вами очередная часть нашего исследования.

В эти дни в Москве проходят памятные мероприятия, посвященные Государственному духовому оркестру Союза ССР, которые проводят в рамках Историко-музыкального проекта «Чтобы помнили…» Концертная часть открылась 27 апреля выездом юных музыкантов в Вязьму, на место гибели Госдуха. О чем «Вечерка» писала в предыдущем номере.

— Мы и раньше выезжали в эти места, — рассказывает заместитель директора по развитию и внешним связям Государственного училища духового искусства Екатерина Лозбенева. — Вспомнили цикл публикаций «Вечерней Москвы» и поняли, что вместе можем по крупицам собрать эту историю. Привлечь к работе архивистов, исследователей, музыковедов. Речь идет действительно о белом пятне в истории духового искусства и истории Отечества.

В рамках музыкально-исторического форума состоялись научные обсуждения и показы документальных фильмов о вяземской катастрофе и жизни музыкальной интеллигенции в Великой Отечественной войне. Кульминацией проекта «Чтобы помнили…» стали научная конференция и круглый стол «В поисках забытого оркестра», которые прошли в Государственном училище духового искусства 30 апреля.

ПОТОМОК КОРОЛЯ

Тема памяти оркестра рассматривалась в контексте концертной жизни Москвы в годы войны и судеб музыкальной интеллигенции. В частности, участия консерваторцев Государственного духового оркестра Союза ССР — его жизни и творчеству. Исследователь жизни и творчества Владислава Блажевича, доцент Московской консерватории Михаил Дерюгин принес табличку с двери квартиры на Зоологической улице, где жила семья Блажевича, и его карманные золотые часы с дарственной гравировкой: «За энергичную работу по организации оркестра Ц.У.О.Х.Р.П.С. проф. Блажевичу к 10-летию О.П.С. от начальника охраны П. С. Леппе».

Исследователь рассказал, что Владислав Блажевич был потомком польского короля и имел серьезную дворянскую родословную, но тщательно это скрывал. Но сам его облик, умение держаться выдавали его аристократическое происхождение.

— Нашей задачей на данном этапе было привлечь внимание специалистов — исследователей, музыковедов, исполнителей-духовиков — к судьбе музыкантов Госдуха Союза ССР, — говорит Екатерина Лозбенева, — ведь история этого коллектива до сих пор остается нераскрытой. И пусть сейчас остается множество вопросов и крайне мало ответов, в ходе плодотворной дискуссии нам все же удалось наметить пути дальнейшего исследования этой темы.

НЕДООЦЕНЕННЫЙ БЛАЖЕВИЧ

В научной программе конференции и обсуждениях, посвященных Государственному духовому оркестру Союза ССР, приняли участие преподаватели и профессора Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных, искусствоведы и музыковеды, духовые музыканты — народные и заслуженные артисты России.

В числе которых народный артист России, вице-президент Международного союза музыкальных деятелей Авангард Алексеевич Федотов, кандидат философских наук, доцент, ведущий специалист Научно-исследовательского отдела Военного института военных дирижеров Александр Яковлев, народный артист России, профессор Московской консерватории Валерий Попов и директор Государственного училища духового искусства, заслуженный артист России и Украины профессор Владимир Лебусов.

Старейшина духового музыкального сообщества Авангард Федотов отметил, что восстановление памяти об уникальном культурном явлении — Государственном духовом оркестре Союза ССР — очень важное дело, к которому необходимо привлечь все исследовательские силы.

Валерий Попов в свою очередь посетовал, что в России не умеют ценить своих великих деятелей и признание в своей стране приходит только с оглядкой на высокую оценку Запада.

Именно такова судьба памяти о Владиславе Блажевиче. В нашей стране его величина явно недооценена, хотя мировое сообщество понимает значение Блажевича. Также он отметил, что с забвением такого явления, как Государственный духовой оркестр Союза ССР, была утрачена культурная преемственность, в том числе исполнительская. Духовое искусство сейчас переживает нелегкие времена.

— Уникальность Государственного училища духового искусства в том, что это не только образовательное учреждение, но и исследовательский центр духового искусства, — говорит Владимир Лебусов, — думаю, наше училище могло бы стать базой для объединения усилий профессиональных музыкантов и музыковедов, историков и журналистов в деле изучения истории забытого оркестра и жизни и творчества его основателя Владислава Блажевича.

По словам Владимира Лебусова, возможно, удастся восстановить музыкальную биографию оркестра в течение года.

ПРИГЛАШАЕМ

В рамках концертной программы Историко-музыкального проекта «Чтобы помнили…» состоятся концерты духовой музыки. Вход свободный.

7 мая Концертный зал Государственного училища духового искусства (ул. Трехгорный Вал, 2/4) состоится концерт «Нашим бабушкам и дедушкам» в исполнении Духового оркестра учащихся 5–9-х классов Государственного училища духового искусства. В программе — обработки песен о войне для духового оркестра, военные марши. Начало в 17:00.

8 мая в Парке Победы на Поклонной горе (ст. м. «Парк Победы») состоится концертная программа «70-летию Великой Победы», в которой выступят Младший духовой оркестр Государственного училища духового искусства, Концертный духовой оркестр Московской городской детской музыкальной школы имени В. М. Блажевича, Духовой оркестр музыкальных классов Московской городской детской музыкальной школы имени В. М. Блажевича на базе Пансиона воспитанниц Минобороны России. В программе — военные песни и марши.

12 мая в Концертном зале Школы «ШИК 16» (пр-т Мира, 123) гала-концерт лауреатов Открытого детского конкурса сольного и ансамблевого исполнительства.

amp-next-page separator