Конвейер цеха по производству плавленого сыра. Каждую смену цех производит по 10 тонн продукции / Фото: Антон Гердо

Плавленые сырки едят даже космонавты на орбите. А горожане полюбили готовить из них суп

Общество
Сыр, оказывается, варят... незаметно. Я думал увидеть дородных молочников, помешивающих варево огромной поварешкой. Но все оказалось прозаичнее и технологичнее. Вместо огромной поварешки — блестящее металлом оборудование, внутри которого готовится домашний сыр. Весь процесс происходит внутри, чтобы из внешней среды в продукт не попали никакие микробы.

ВМЕСТО МОЛОЧНИКА — КОМПЬЮТЕР И ОПЕРАТОР

— Каждое утро на завод приходит молоко, лаборатория берет анализы, оценивая его качество сразу по множеству показателей, — рассказывает начальник цеха производства мягких сыров Московского завода плавленых сыров «Карат» Светлана Киорогло. — Затем молоко охлаждается до температуры от +2 до +6 градусов и сепарируется — разделяется на обезжиренную часть и сливки.

Затем, по словам Светланы Васильевны, обезжиренное молоко подвергается термической обработке — чтобы убить микробов, охлаждается до температуры заквашивания и попадает в так называемые сыродельные ванны. На самом деле, конечно, никаких ванн давно нет. А есть огромная 14-тонная цистерна. Внутри нее — мешалка и две «лиры» — этим ласковым словом называются ножи, которые разрезают творожный сгусток. Самое интересное, что всем процессом управляет оператор — через компьютер, установленный в кабинете со стеклянными стенами. Вообще, «сырный цех» поражает технологичностью. Сотни метров стальных труб, масса емкостей с непонятными датчиками и... никакого запаха сыра. Только немного пахнет свежим молоком.

УТРОМ НА КОНВЕЙЕРЕ — ВЕЧЕРОМ НА ПРИЛАВКЕ

Перемещаемся к фасовочным автоматам, где упаковывают зерненый творог. В 350-граммовой баночке — сырное зерно, смешанное со сливками и солью. Три упаковщика берут пластиковые банки с конвейера и упаковывают в коробки. Если вы думаете, что у вас тяжелая работа — вспомните об этих людях на конвейере! Они весь день на ногах и работают руками, а смена длится 11 часов.

— Конечно, на предприятии есть перерывы на обед, чай и посещение санитарной комнаты,— успокаивает Светлана Киорогло. — После двух дней работы — два дня отдыха. Трудовое законодательство соблюдается четко.

Не сомневаюсь, но журналистская работа показалась мне все-таки намного легче. Или просто привык?

— Мы не добавляем никаких консервантов, поэтому срок годности зерненого творога — всего две недели, — продолжает рассказывать Светлана Васильевна. — В результате нашу продукцию можно встретить в основном в Москве и ближнем Подмосковье. В Санкт-Петербург, например, мы ее не поставляем. Пока довезут, пока разгрузят, пока выставят на полки... Продукт потеряет свежесть. Наш принцип — сегодня произвели — в ближайшие сутки товар на прилавках!

НЕ ЗАКУСКА, НО ДЕЛИКАТЕС

Перемещаемся в цех, где производят плавленый сыр.

— А зачем вообще нужен плавленый, если есть обычный? — интересуюсь у начальника цеха Валентины Серовой.

— Плавленый сыр — своего рода деликатес. Он производится из твердого сыра, творога, сливок и масла. В результате его жирность увеличивается с 45–50 до 55–60 процентов.

Я вспомнил студенческую юность, когда сыром «Дружба» закусывал портвейн 777, который мы звали «Три топора». Оказывается, «Дружбу» еще производят!

— Только, уверяю вас, она в основном не на закуску идет, — смеется Валентина Серова. — Мы каждый месяц производим 200 тонн продукта, и продается он по всей России. Это ж сколько выпить надо, если таким количеством сыра закусывать?!

По словам Валентины, плавленый сыр покупают, чтобы нарезать в салаты, делать бутерброды, а еще варить суп из сырков. Последний, кстати, я очень люблю. И, оказывается, не я один! Помимо «Дружбы», кстати, москвичи очень любят сыры «Янтарь» и «Шоколадный».

Выходя с завода, я испытал еще один шок. Оказывается, московское предприятие поставляет плавленый сыр... на орбиту. Да, для питания космонавтов — сразу три вида: «Шоколадный», «Южный» и «Сливочный». А еще «Карат» производит продукцию для нужд армии.

Похоже, «московское качество» — не просто словосочетание, но реально существующее понятие. Отборное сырье, хорошее оборудование, высокие технологии, лучшие специалисты — вот что отличает большинство столичных предприятий по производству продуктов. И причина тому — высочайшая конкуренция. Ведь везут сюда продукты со всей России. Чтобы выжить, нам приходится прыгать выше, чем конкуренты.

МНЕНИЕ

Мир кукурузе, война беляшам

Елена Соломатина, диетолог

На улицах Москвы начался «сезон кукурузы» — вареный початок продают за 100 рублей. Если говорить об уличной еде, то кукуруза — один из лучших вариантов. Она богата витаминами и микроэлементами и, горячая, отлично усваивается. Правда, есть нюансы.

Поскольку этот продукт богат еще и крахмалом, а также, пусть и несильно, но повышает уровень сахара в крови, то я не рекомендовала бы ее людям, страдающим диабетом, и тем, кто старается похудеть. Советую также внимательно посмотреть на продавца. Он должен доставать кукурузу из кастрюли не голыми руками, а с помощью одноразовой салфетки или целлофанового пакета.

Если же он руками берет и деньги, и початки, то может передать вам с кукурузой все что угодно: кишечную палочку, возбудителей дизентерии и гепатита.

Вообще, перекусывать на бегу можно не всем подряд. Самый плохой вариант — беляши и жареные пирожки.

Во-первых, они всегда жирные.

Во-вторых, часто жарятся на одном и том же масле в течение нескольких часов. А во много раз закипевшем масле образуются канцерогены. Шаурма — тоже плохой вариант. Это жирная и тяжелая пища. К тому же, как правило, она готовится в антисанитарных условиях, а значит, может быть богата кишечной палочкой и возбудителями других болезней.

Если уж хотите что-то горячее, покупайте в уличных фастфудах блины. Если киоск сетевой, то уровень санитарии там, как правило, достаточно высокий. Неплохой вариант — картошка. Это такой продукт, который даже плохим приготовлением трудно испортить. Только ешьте ее, конечно, без майонеза, который часто к ней предлагают.

Майонез — слишком жирный и неполезный продукт.

Идеальный вариант — носить какой-то «перекус» с собой. Очень хороши орехи, например, миндальные, сухофрукты, темный шоколад, яблоко или банан. Они утолят голод, дадут вам глюкозу, а значит, и энергию. Вы сможете дожить до ближайшего полноценного обеда и не наброситься потом на пищу.

Если с собой вы «перекус» не взяли, а уличного фастфуда поблизости нет, зайдите в ближайший продуктовый магазин. Купите там кефир, йогурт или ряженку. Главное, чтобы продукт был максимально свежим. Кефир, например, лучше брать фермерский, со сроком годности не больше недели. А вот продукт, который хранится месяц или дольше, я бы не рекомендовала — он безжизненный и несет только калории и консерванты.

ПРИЛАВОК

Французские корни и русская душа

Московский комбинат шампанских вин выпустил новинку — шампанское с французскими корнями и русской душой Albert D. Его уникальность заключается в том, что вторичное брожение вина происходит непосредственно в бутылке. Шампанское изготовлено с участием известного французского винодела и энолога Жака Дагоне, семья которого вот уже более двухсот лет занимается производством этого любимого многими игристого напитка

« Дикси» укрепляет контроль за соблюдением эмбарго

За время, прошедшее с введения продуктовых контрсанкций, импортозамещение в магазинах группы компаний «Дикси» полностью реализовано, обновление систем закупок и логистики завершено.

Руководство компании укрепляет контроль над соблюдением условий продуктового эмбарго. Эксперты проверяют всю документацию не только о поставщике и стране происхождения товара, но и полное описание логистической цепочки с указанием портов и станций, через которые осуществляется транспортировка, сроки отгрузки товара и соответствие маркировок.

— Многие покупатели теперь обращают внимание на страну-производителя. Мы предельно внимательно относимся к каждому такому обращению, рассказываем, какие именно продукты имеют законное право оставаться на полке, а какие нет, — говорит директор по внешним связям группы компаний «Дикси» Екатерина Куманина.

amp-next-page separator