1908 год. Часовой у памятника Александру II на Кремлевском холме. Памятник до наших дней не сохранился, его снесли в 1918 году / Фото: sergeymaslov.com

Стеклянные кадры ушедшей эпохи

Общество
Дорожные рабочие сосредоточенно долбят ломом брусчатку. То один, то другой с подозрением оглядывается на странного мужика с диковинным чудо-аппаратом, а часовой стоит на посту — ему и шагу ступить нельзя. Вот и стоит, словно позирует, — идеальный герой для фотографа... 1 октября в Музее Москвы открылась уникальная выставка работ Сергея Челнокова.

С хранителем уникального архива фотографий Дмитрием Новиковым, потомком фотографа Сергея Челнокова, я встретился на Арбате.

— Сто лет назад на этом самом месте рабочие меняли рельсы конки на пути для электрического трамвая, — рассказывает Дмитрий Новиков. — Мой прадед запечатлел этот момент фотоаппаратом, купленным им в Париже в 1900 году.

Дмитрий листает на планшете снимок за снимком, наконец находит нужный — на нем трое рабочих выкорчевывают ломом булыжники из мостовой.

— Смотрите, какое качество! — радуется как мальчишка правнук фотографа. — Карточки будто вчера сделаны, а им, между прочим, 107 лет.

На этой вот — бородатый гренадер на посту рядом с памятником Александру II. Это на Кремлевском холме. Большевики снесли его в 1918 году.

Судя по снимкам, их автор был фанатом фотографии.

В его объектив попадали обычные прохожие на улицах столицы, запечатлены моменты укладки первых трамвайных путей, скандального открытия памятника Гоголю, а еще — наводнение в Москве 1908 года, этапирование заключенных на каторгу...

— Мой предок был уникальным человеком, — рассказывает Дмитрий. — Сам был из семьи крупных промышленников и меценатов. Работал в управе города, занимался вопросами транспорта, предлагал план строительства метро, по примеру Парижа и Лондона, но никто в это не верил.

В начале ХХ века появилось много технических новинок, имея на то средства, Сергей Челноков покупал самые новые образцы фотографической техники, среди которых фотоаппарат «Вироскоп Ришара», фототехника братьев Люмьер и камера английской фирмы Ilford Ltd.

Он владел техникой объемной черно-белой стереосъемки на стекле, в архиве есть и цветные негативы. В ту пору были очень популярны стереоснимки... в формате 3Д.

— После революции 1917 года прадед эмигрировал в Данию, где скончался в 1924 году, — говорит Новиков.

В том же году его дочь по туристической визе приехала в Советский Союз, в Москву, и под покровом ночи пробралась в дом, где был спрятан раритетный фотоархив Сергея Челнокова.

— Этот старенький дом находится в Чистом переулке, напротив бывшей усадьбы моего прадеда, — вздыхает Дмитрий Новиков. — Этой женщине удалось вывезти более полутора тысяч уникальных фотографий на стекле.

amp-next-page separator