Поиск настоящих людей. В Тверской области ищут самолет Алексея Маресьева
Граница Тверской и Новгородской областей, деревня, где живут пять человек и стоят девять домов. А до войны их было 65… Лес — как на конфетной обертке: бурелом и непроходимая чаща, самое сухое место — на краю болота, где даже при раскаленной докрасна печке стоит вода; непролазная грязь днем и мороз ночью — это поисковая экспедиция по подъему упавшего здесь в Великую Отечественную самолета летчика-аса Алексея Маресьева. Где-то здесь он полз, умирая от голода, с обмороженными ногами...
Вот оно, болото. Иногда со страхом осознаешь, что под тобой нет ничего, кроме метра торфяной болотной подушки… Точка — затянувшаяся вровень с болотом небольшая воронка, сверху лежат мелкие фрагменты дельта-древесины и дюраля.
75 лет назад здесь с ревом и грохотом с неба, объятый пламенем, упал советский самолет, лишь на секунду нарушив вековую тишину. Он погиб в бою, на дюрале — следы пожара и пулевые пробоины… Что там на дне? На глубине четырех метров, после того как не осталось надежд и сил, крупные куски фюзеляжа, органов управления, тяги, провода и главное — куски двигателя, разорванного страшной силой взрыва… Пробитый пулями бак, который еще хранит запах авиационного бензина и номер — шесть цифр на куске железа, за которыми судьба пилота, который своей волей к победе вел самолет в бой… Мы знаем теперь, что найденный самолет — не машина Маресьева, но, знаете, я рад… Ведь она впереди, и впереди еще много неизвестных судеб. И все экспедиции посвящены памяти о них — известных и неизвестных Настоящих Людях.
СИФОН
Самолет находился на глубине четыре метра. Чтобы поднять машину из болота, над ним ставят сруб, выполняющий функцию сифона. Он отбивает всю тину, грязь, мешает замывание колодца. В срубе остается довольно чистая вода, которую откачивают помпой. И пока вода снова полностью не заполнила через щели сруб, специальными щупами поднимают детали. Работа ручная, технику загнать в болото нельзя. По найденным фрагментам машины велика вероятность, что это советский самолет Ла-5, с меньшей долей вероятности — И-16.
ДВИГАТЕЛЬ
Самолет был подбит, вошел в пике и упал в болото. Глубина нахождения этих фрагментов порядка 4 метров. Это части шасси, части силового агрегата, силовой рамы, где крепился двигатель, система управления, деревянные фрагменты рамы. На поднятом из воды куске цилиндра двигателя четко читается номер 5504347, 10-я серия. Видно даже клеймо завода-изготовителя. Найти этот номер — удача. Именно по нему специалисты из архива смогут сказать, что это была за машина и кто на ней летал.
БЕНЗОБАК
Поисковики извлекают из болота бензобак. Когда его подняли, по воде пошло бензиновое пятно. Сверху бензобак покрыт резиной. Это было сделано для щиты: пуля могла пробить бак, но зарезина затягивала отверстие, и топливо не вытекало. Иногда повреждение бензобака летчика замечали, уже вернувшись с задания. По размеру это крыльевой бак. По повреждениям видно, что его «порубило» еще в воздухе. Скорее всего, попал под серьезную очередь с близкого расстояния.
КРЫЛО
Еще одна находка: фрагмент крыла с механизмом управления. Поисковики объясняют, что в начале войны на воздушном фронте были огромные потери. Зачастую в начале войны авиация выполняла функции артиллерии, бомбила передний край, что, в принципе, ей не свойственно. Так, во Ржеве, где недавно поисковики РВИО нашли самолет Пе-2, согласно потерям за два месяца расформировали два полка: выбило весь личный состав.
БЫТ
Условия, в которых три недели работают участники экспедиции, — проверка на выносливость. КамАЗ, который доставлял экспедицию, завяз в болоте. До места лагеря добирались три дня: с бензопилами, квадроциклами, на гусеничном тягаче.
Гусеничный тягач застревает в болоте по несколько раз в день — и каждый раз его приходится вытаскивать, подсовывая под него бревна. Под дном палатки на окраине болота стоит вода, печка-буржуйка еле согревает. Весь световой день, рискуя заболеть или провалиться в болото, в воде, в яме, морозный ветер в лицо.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Мягков, научный директор РВИО:
- До начала Великой Отечественной наши летчики, такие как Чкалов, Байдуков, летчицы Громова, Раскова, были известны всему миру. Они совершали дальние перелеты, били рекорды. Но к 22 июня 1941-го страна находилась на этапе реорганизации: вводились в строй новые самолеты, происходило переобучение летного состава на новые машины.
И хотя к началу войны в войска стала поступать новая техника — самолеты ЛаГГ-3, МиГ-1, МиГ3, переучилось на них лишь 206 экипажей из многотысячного корпуса авиации. На западной границе СССР имел количественное превосходство над немецкой авиацией, но в качестве уступал. Наши самолеты располагались на аэродромах без маскировки, и уже в первый день войны на Западном фронте мы потеряли более 800 из них — и большинство на земле... Благодаря усилиям нашей промышленности в эвакуации, только к контрнаступлению под Москвой мы смогли отвоевать господство в небе.
ОДНОМОТОРНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ЛА-5
Первые серийные самолеты стали сходить с конвейера в июле 1942 года
КАЛЕНДАРЬ 2016 ГОДА
■ Январь — февраль
Экспедиции по поиску самолета А. П. Маресьева на границе Тверской и Новгородской областей
■ Апрель — май
Военно-исторический лагерь «Волховский фронт» в Ленинградской области
■ Май
Детский фестиваль реконструкции «Стойкий оловянный солдатик» в подмосковном Бородине; военно-исторический слет «Вечный огонь-2016», Московская область
■ Июнь
Военно-исторический фестиваль «Времена и эпохи» в Москве
■ Июнь — август
Военно-исторические лагеря РВИО для детей в Московской области и 10 регионах России
■ Июль
Военно-исторический лагерь «Западный фронт» в Калужской области
■ Август
Военно-исторический лагерь «Калининский фронт» в Тверской области; военно-исторический фестиваль «Гумбинненское сражение» в Калининградской области
■ Сентябрь
Крымский военно-исторический фестиваль; военно-исторический фестиваль «День Бородина» в Подмосковье
■ Октябрь
Военно-историческая реконструкция «Москва за нами 1941 год» в подмосковном Бородине
■ Январь — декабрь
Всероссийская патриотическая программа «Дороги Победы»: автобусные экскурсии для школьников по местам боевой славы Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Калужской и Тульской областей