Хоббиты. Как свое увлечение превратить в успешный бизнес

Общество
19 марта в библиотеке №163 откроется фестиваль батика «Игры цвета». И возможно, кто-то из тех, кто придет на мероприятие, сам через несколько лет станет художником по батику.

Спецкоры «ВМ» встретились с москвичами, которые сменили профессии и превратили любимое хобби в работу: математик начал крутить горшки, юрист — «выращивать» из стекла цветы. И дело спорится. Секрет прост: эти люди по-настоящему увлечены своим хобби. 

Есть люди, которые постоянно жалуются на свою работу. То коллектив не нравится, то начальник не устраивает, то район, видите ли, не подходит. Психологи в таких случаях предлагают «копнуть поглубже». Ведь, возможно, эти люди просто не на своем месте. И как собака на сене: и смириться не могут, и уйти с «насиженного места» опасаются. Корреспонденты «ВМ» решили найти людей, противоположных по духу.

И отыскали горожан, которые настолько увлеклись своим хобби, что не побоялись рискнуть стабильным заработком, кинулись в океан неизведанного и сделали хобби своей профессией. Оказались на своем месте и счастливы, занимаясь любимым делом.     

СТЕКЛЯННЫЕ СНЫ

«Вам будет предоставлено для работы все необходимое: фартук, стекло, спицы, инструменты, одеяло. И чай!» — объявление на форуме по изготовлению стеклянных миниатюр меня заинтриговало.

Зачем мастерам и мастерицам спицы, я еще могу попытаться представить. Но для чего при изготовления стекла одеяло? Любопытство взяло верх, и я отправилась в «Мастерскую стекла».

Одуванчик, на котором осталось лишь несколько пушинок, держит в руке симпатичная девушка. Цветок настолько похож на настоящий, что, кажется, поднимется ветер — унесет последние пушинки.

Глазам своим не верю, но одуванчик, оказывается, стеклянный.

— Из этого материала можно создать копии живой природы, — смеется Татьяна Бояринова и сажает мне на руку жука, безумно похожего на настоящего. — Не бойтесь, не укусит.

Татьяна достает из ящика коробку с «сокровищами». В ней бусины всевозможных цветов и размеров. Протягивает мне одну из них — внутри стая рыб в окружении водорослей.

Свет преломляется в бусине, и подводный мир оживает.

Разглядываю, и меня не покидает ощущение, что и рыбки плывут, и водоросли колышутся.

— А как вы придумали такую удивительную бусину? — интересуюсь у Татьяны и узнаю, что «аквариум» ей во сне привиделся. У настоящих мастериц и сны — стеклянные.

 Миниатюры порой очень напоминают живую природу. Стеклянный жук на ладони почти не отличим от живого насекомого  / Фото: Маргарита Письменская

В мастерской гудят вытяжки. Пламя горелки направлено прямо в трубу. Татьяна надевает цветные очки. В одну руку берет спицу, другой держит палочку стекла. В пламени горелки стекло плавится и стекает на спицу. Кажется, ничего сложного. Но стоило мне самой сесть за горелку, как почувствовала себя неумехой. Оказалось, что руки должны работать в разном темпе и выполнять совершенно разные движения. Моя первая бусина выходит кривой, с закопченным боком.

— Я еще ни одного человека не встречала, у кого бы сразу красиво вышло, — успокаивает меня Татьяна. — Должно время пройти, чтобы вы набили руку, чтобы бусины не трескались, чтобы стекло не пузырилось. В среднем полгода тратится на работу в «мусорку».

Мою кривую бусину Татьяна кладет остывать… в муфельную печь, нагретую до 510 градусов. Да, именно остывать. Ведь температура бусины должна понижаться постепенно, на 40–60 градусов в час. А на воздухе для бусины будет слишком резкий перепад температуры, и она непременно лопнет. Если нет печки, то первое время можно пользоваться «керамическим одеялом» из специального материала, который хорошо держит тепло.

После работы пьем обещанный еще в объявлении чай, и Татьяна рассказывает про стекольный бизнес.

— А дорогое удовольствие? — беру «быка за рога».

— На материалы и инструменты (горелка, печка, кислородный концентратор, вытяжка, стекло и т.п.) можно уложиться в 100 тысяч рублей.

Курсы лэмпворка стоят от 10 тысяч рублей. Если вы не хотите сразу покупать инструменты, можно арендовать рабочее место в мастерской: 220–300 рублей в час.

К стеклянному бизнесу Татьяна пришла не сразу. Сначала устроилась работать в магазин, где продают материалы для лэмпворка.

— Я за два года не одну тонну стекла перерезала. Если первое время я могла два часа собирать заказы и потом сидеть за горелкой, то через два года стало столько заказов, что на работу за горелкой времени не оставалось. В итоге я перешла в мастерскую.

Сейчас я могу заниматься тем, что люблю. Зарплата зависит от меня самой. Как я работаю? Прихожу утром в мастерскую, делаю бусины, вечером бегу домой, забираю детей, кормлю, укладываю спать и иду фотографировать бусины, собираю новые украшения, выкладываю снимки в сети. Если я, сонная, ночью не заставила себя сфотографировать украшения, то зарплаты не будет. Гораздо проще сидеть в магазине и взвешивать стекло. Но я выбрала то, что люблю.

ФИЛОСОФИЯ У ГЛИНЯНОГО ГОРШКА

Двое, по локоть в глине, почти в обнимку. Мужские мускулистые руки мастера направляют хрупкие женские руки ученицы. Ком глины сопротивляется, но под натиском четырех ладоней сдается, и начинаются превращения: чаша — основание вазы — горшок.

— Я понял гармонию ритмов в крынках гончарных, — почти стихами заговорил керамист Илья Калашников.

Недалеко от Москвы он открыл гончарную студию и посвятил будни и выходные керамическому искусству. Инженер-математик по образованию, Илья еще недавно работал в «Сколкове».

— Мой прапрадедушка Василий Калашников придумал форсунку для распределения нефти в топке теплохода.

Я тоже занялся инновациями, начал внедрять их в «Сколкове», был причастен к проекту Ёмобиля.

— А как же ты в керамику влип? — срывается с языка.

— Я понял, что все эти изобретения от меня ускользают, я не вижу от них пользы.

Мне захотелось видеть и процесс, и результат.

— И теперь керамика для вас — единственная работа? — продолжаю допрашивать.

— Работа — от слова раб. А это хобби, превратившееся в труд. Даже японский премьер-министр Морихиро Хосакава в 60 лет бросил карьеру политика и сейчас крутит горшки. Я ему даже стихотворение посвятил: «Японский премьер Отвлекся от дел И стал гончаром…» — декламирует Илья, усмехаясь.

 Керамист Илья Калашников уверен, что научиться работать на гончарном круге может каждый / Фото: Из архива

У Ильи Калашникова — жена и трое маленьких детей. Поначалу супруга Алина от затеи мужа была не в восторге.

Как, бросить престижную работу в «Сколкове» и заняться керамикой? И выделить средства из семейного бюджета на покупку инструментов не соглашалась.

Тогда Илья придумал проект по возрождению гончарной посуды. И объявил о сборе средств на одном из сайтов краудфандинга (от англ. «народное финансирование»). Предложил всем, кто может, скинуться на хорошее дело, а отдать обещал посудой, когда научится «горшки обжигать». За неделю собрал 113 тысяч — как раз на гончарный круг и печь.

Еще три месяца ушло на обучение на курсах.

— Рынок керамической посуды пуст. Можно работать круглосуточно и получать больше, чем любой офисный работник. На 30 рублей глины, на 20 обжига, а стоить горшок будет 500 рублей.

Когда появилось предпринимательство, ремесленничество было забыто. А ведь ремесленничество включает в себя и производство, и рекламу, и продажу собственной продукции. Если ты сочетаешь эти навыки, то можешь быть достаточно успешным, — увлеченно объясняет Илья.

И чтобы окончательно убедить меня, а может быть, чуточку похвастаться, Илья демонстрирует на столе различные сосуды: ягодница, рукомои, мисо, солило, кисельницы, дойники… — Я до сих пор учусь. Потому что это бездонная традиция, ты ее воспроизводишь с простых каких-то вещей, например, с горшков. Горшок, казалось бы, сакральный сосуд.

Почему сакральный? Потому что даже его осколоки черепками называют. Потому что в нем душа, с черепом сравнивается, с телом человека.

На эту тему у меня одно стихотворение есть… Хотите прочитаю? Вечер гончарного искусства неизбежно превращается в поэтический.

ИЗ ОФИСА В АТЕЛЬЕ

Татьяна Васильева занимается пошивом уникальных женских нарядов — кейп-трансформеров. Это накидка, свободно спадающие концы которой можно завязать самыми неожиданными способами. Сейчас у мастерицы уже налажено целое производство. Кейпы-трансформеры в Москве продаются в торговых центрах и интернет-магазинах. Трудно поверить, что этот успешный творческий бизнес начался с обычного хобби.

Еще будучи маленькой девочкой, Татьяна увлеклась шитьем платьев для своих кукол. В ход шло все, что было найдено в доме: мамины новые шторы, бабушкины платья из сундука, праздничные наряды сестер.

— Конечно, такая деятельность не очень нравилась семье, слишком уж много всего я портила, — смеется Татьяна. — Но меня это абсолютно не волновало, я шила новые и новые коллекции для своих кукол.

 Швея Татьяна Васильева и модель Мария Маевская (слева направо) / Фото: Из архива

Постепенно уровень мастерства девочки заметно вырос, начали получаться красивые платья, туники и жилеты. За образец обычно брались наряды героинь любимых фильмов.

— Я работала в офисе и часто приходила туда в своих нарядах, которые вызывали заметное оживление среди коллег. Тогда я впервые подумала, что могла бы этим зарабатывать на жизнь, — вспоминает Татьяна.

Талантливая девушка решила продвигать свою деятельность в интернете. Два месяца готовилась площадка для продаж, пока Татьяна шила первую партию кейп-трансформеров. И вот наконец появился долгожданный первый покупатель. И дело пошло.

Татьяна считает, что у нее бизнес мечты. Еще бы, тысячи людей мечтают о том, чтобы их творчество переросло в возможность заработка. Но очень у немногих это получается.

— Сейчас я работаю над запуском новой коллекции, — говорит девушка. — Дела идут, и я могу с уверенностью сказать, что в офисе точно столько не заработала бы.

Татьяна Васильева уверена, что успех обязательно приходит к тем, кто никогда не ленится.

ОБ АВТОРАХ

Марина Гладкова – специальный корреспондент «ВМ», лауреат премии мэра Москвы за цикл публикаций о людях необычных профессий.

Екатерина Ясакова - корреспондент отдела специальных корреспондентов и обозревателей. Пишет о современных тенденциях в обществе.

amp-next-page separator