Хоббиты. Как свое увлечение превратить в успешный бизнес
Спецкоры «ВМ» встретились с москвичами, которые сменили профессии и превратили любимое хобби в работу: математик начал крутить горшки, юрист — «выращивать» из стекла цветы. И дело спорится. Секрет прост: эти люди по-настоящему увлечены своим хобби.
Есть люди, которые постоянно жалуются на свою работу. То коллектив не нравится, то начальник не устраивает, то район, видите ли, не подходит. Психологи в таких случаях предлагают «копнуть поглубже». Ведь, возможно, эти люди просто не на своем месте. И как собака на сене: и смириться не могут, и уйти с «насиженного места» опасаются. Корреспонденты «ВМ» решили найти людей, противоположных по духу.
И отыскали горожан, которые настолько увлеклись своим хобби, что не побоялись рискнуть стабильным заработком, кинулись в океан неизведанного и сделали хобби своей профессией. Оказались на своем месте и счастливы, занимаясь любимым делом.
СТЕКЛЯННЫЕ СНЫ
«Вам будет предоставлено для работы все необходимое: фартук, стекло, спицы, инструменты, одеяло. И чай!» — объявление на форуме по изготовлению стеклянных миниатюр меня заинтриговало.
Зачем мастерам и мастерицам спицы, я еще могу попытаться представить. Но для чего при изготовления стекла одеяло? Любопытство взяло верх, и я отправилась в «Мастерскую стекла».
Одуванчик, на котором осталось лишь несколько пушинок, держит в руке симпатичная девушка. Цветок настолько похож на настоящий, что, кажется, поднимется ветер — унесет последние пушинки.
Глазам своим не верю, но одуванчик, оказывается, стеклянный.
— Из этого материала можно создать копии живой природы, — смеется Татьяна Бояринова и сажает мне на руку жука, безумно похожего на настоящего. — Не бойтесь, не укусит.
Татьяна достает из ящика коробку с «сокровищами». В ней бусины всевозможных цветов и размеров. Протягивает мне одну из них — внутри стая рыб в окружении водорослей.
Свет преломляется в бусине, и подводный мир оживает.
Разглядываю, и меня не покидает ощущение, что и рыбки плывут, и водоросли колышутся.
— А как вы придумали такую удивительную бусину? — интересуюсь у Татьяны и узнаю, что «аквариум» ей во сне привиделся. У настоящих мастериц и сны — стеклянные.
В мастерской гудят вытяжки. Пламя горелки направлено прямо в трубу. Татьяна надевает цветные очки. В одну руку берет спицу, другой держит палочку стекла. В пламени горелки стекло плавится и стекает на спицу. Кажется, ничего сложного. Но стоило мне самой сесть за горелку, как почувствовала себя неумехой. Оказалось, что руки должны работать в разном темпе и выполнять совершенно разные движения. Моя первая бусина выходит кривой, с закопченным боком.
— Я еще ни одного человека не встречала, у кого бы сразу красиво вышло, — успокаивает меня Татьяна. — Должно время пройти, чтобы вы набили руку, чтобы бусины не трескались, чтобы стекло не пузырилось. В среднем полгода тратится на работу в «мусорку».
Мою кривую бусину Татьяна кладет остывать… в муфельную печь, нагретую до 510 градусов. Да, именно остывать. Ведь температура бусины должна понижаться постепенно, на 40–60 градусов в час. А на воздухе для бусины будет слишком резкий перепад температуры, и она непременно лопнет. Если нет печки, то первое время можно пользоваться «керамическим одеялом» из специального материала, который хорошо держит тепло.
После работы пьем обещанный еще в объявлении чай, и Татьяна рассказывает про стекольный бизнес.
— А дорогое удовольствие? — беру «быка за рога».
— На материалы и инструменты (горелка, печка, кислородный концентратор, вытяжка, стекло и т.п.) можно уложиться в 100 тысяч рублей.
Курсы лэмпворка стоят от 10 тысяч рублей. Если вы не хотите сразу покупать инструменты, можно арендовать рабочее место в мастерской: 220–300 рублей в час.
К стеклянному бизнесу Татьяна пришла не сразу. Сначала устроилась работать в магазин, где продают материалы для лэмпворка.
— Я за два года не одну тонну стекла перерезала. Если первое время я могла два часа собирать заказы и потом сидеть за горелкой, то через два года стало столько заказов, что на работу за горелкой времени не оставалось. В итоге я перешла в мастерскую.
Сейчас я могу заниматься тем, что люблю. Зарплата зависит от меня самой. Как я работаю? Прихожу утром в мастерскую, делаю бусины, вечером бегу домой, забираю детей, кормлю, укладываю спать и иду фотографировать бусины, собираю новые украшения, выкладываю снимки в сети. Если я, сонная, ночью не заставила себя сфотографировать украшения, то зарплаты не будет. Гораздо проще сидеть в магазине и взвешивать стекло. Но я выбрала то, что люблю.
ФИЛОСОФИЯ У ГЛИНЯНОГО ГОРШКА
Двое, по локоть в глине, почти в обнимку. Мужские мускулистые руки мастера направляют хрупкие женские руки ученицы. Ком глины сопротивляется, но под натиском четырех ладоней сдается, и начинаются превращения: чаша — основание вазы — горшок.
— Я понял гармонию ритмов в крынках гончарных, — почти стихами заговорил керамист Илья Калашников.
Недалеко от Москвы он открыл гончарную студию и посвятил будни и выходные керамическому искусству. Инженер-математик по образованию, Илья еще недавно работал в «Сколкове».
— Мой прапрадедушка Василий Калашников придумал форсунку для распределения нефти в топке теплохода.
Я тоже занялся инновациями, начал внедрять их в «Сколкове», был причастен к проекту Ёмобиля.
— А как же ты в керамику влип? — срывается с языка.
— Я понял, что все эти изобретения от меня ускользают, я не вижу от них пользы.
Мне захотелось видеть и процесс, и результат.
— И теперь керамика для вас — единственная работа? — продолжаю допрашивать.
— Работа — от слова раб. А это хобби, превратившееся в труд. Даже японский премьер-министр Морихиро Хосакава в 60 лет бросил карьеру политика и сейчас крутит горшки. Я ему даже стихотворение посвятил: «Японский премьер Отвлекся от дел И стал гончаром…» — декламирует Илья, усмехаясь.
У Ильи Калашникова — жена и трое маленьких детей. Поначалу супруга Алина от затеи мужа была не в восторге.
Как, бросить престижную работу в «Сколкове» и заняться керамикой? И выделить средства из семейного бюджета на покупку инструментов не соглашалась.
Тогда Илья придумал проект по возрождению гончарной посуды. И объявил о сборе средств на одном из сайтов краудфандинга (от англ. «народное финансирование»). Предложил всем, кто может, скинуться на хорошее дело, а отдать обещал посудой, когда научится «горшки обжигать». За неделю собрал 113 тысяч — как раз на гончарный круг и печь.
Еще три месяца ушло на обучение на курсах.
— Рынок керамической посуды пуст. Можно работать круглосуточно и получать больше, чем любой офисный работник. На 30 рублей глины, на 20 обжига, а стоить горшок будет 500 рублей.
Когда появилось предпринимательство, ремесленничество было забыто. А ведь ремесленничество включает в себя и производство, и рекламу, и продажу собственной продукции. Если ты сочетаешь эти навыки, то можешь быть достаточно успешным, — увлеченно объясняет Илья.
И чтобы окончательно убедить меня, а может быть, чуточку похвастаться, Илья демонстрирует на столе различные сосуды: ягодница, рукомои, мисо, солило, кисельницы, дойники… — Я до сих пор учусь. Потому что это бездонная традиция, ты ее воспроизводишь с простых каких-то вещей, например, с горшков. Горшок, казалось бы, сакральный сосуд.
Почему сакральный? Потому что даже его осколоки черепками называют. Потому что в нем душа, с черепом сравнивается, с телом человека.
На эту тему у меня одно стихотворение есть… Хотите прочитаю? Вечер гончарного искусства неизбежно превращается в поэтический.
ИЗ ОФИСА В АТЕЛЬЕ
Татьяна Васильева занимается пошивом уникальных женских нарядов — кейп-трансформеров. Это накидка, свободно спадающие концы которой можно завязать самыми неожиданными способами. Сейчас у мастерицы уже налажено целое производство. Кейпы-трансформеры в Москве продаются в торговых центрах и интернет-магазинах. Трудно поверить, что этот успешный творческий бизнес начался с обычного хобби.
Еще будучи маленькой девочкой, Татьяна увлеклась шитьем платьев для своих кукол. В ход шло все, что было найдено в доме: мамины новые шторы, бабушкины платья из сундука, праздничные наряды сестер.
— Конечно, такая деятельность не очень нравилась семье, слишком уж много всего я портила, — смеется Татьяна. — Но меня это абсолютно не волновало, я шила новые и новые коллекции для своих кукол.
Постепенно уровень мастерства девочки заметно вырос, начали получаться красивые платья, туники и жилеты. За образец обычно брались наряды героинь любимых фильмов.
— Я работала в офисе и часто приходила туда в своих нарядах, которые вызывали заметное оживление среди коллег. Тогда я впервые подумала, что могла бы этим зарабатывать на жизнь, — вспоминает Татьяна.
Талантливая девушка решила продвигать свою деятельность в интернете. Два месяца готовилась площадка для продаж, пока Татьяна шила первую партию кейп-трансформеров. И вот наконец появился долгожданный первый покупатель. И дело пошло.
Татьяна считает, что у нее бизнес мечты. Еще бы, тысячи людей мечтают о том, чтобы их творчество переросло в возможность заработка. Но очень у немногих это получается.
— Сейчас я работаю над запуском новой коллекции, — говорит девушка. — Дела идут, и я могу с уверенностью сказать, что в офисе точно столько не заработала бы.
Татьяна Васильева уверена, что успех обязательно приходит к тем, кто никогда не ленится.
ОБ АВТОРАХ
Марина Гладкова – специальный корреспондент «ВМ», лауреат премии мэра Москвы за цикл публикаций о людях необычных профессий.
Екатерина Ясакова - корреспондент отдела специальных корреспондентов и обозревателей. Пишет о современных тенденциях в обществе.