Политолог Уильям Энгдаль: «Неуклюжая попытка госпереворота в Анкаре - отчаянная попытка ЦРУ сохранить влияние на Ближнем Востоке»

Общество
Ночная штурмовка боевыми вертолетами правительственных зданий в Анкаре, перекрытие мостов через Босфор, расстрелы и аресты. Что же произошло в Турции в ночь с 15 на 16 июля? Политолог Уильям Энгдаль в эксклюзивном интервью "ВМ" выразил свою точку зрения - за произошедшим виден след ЦРУ.

Новости из Турции в субботу не сходят с первых строк хроник главных информагентств планеты. Еще бы - военного переворота в этой стране никто не ожидал. Как-никак, Турция является членом НАТО и близким партнером Евросоюза, имеет мощные государственные институты и законно избранное правительство. Что же на самом деле случилось в стране этой ночью?

- Это была очень неуклюжая попытка сетевого движения Фетуллаха Гюлена при поддержке ЦРУ совершить coupd'etat (государственный переворот прим. "ВМ") в отношении Тайипа Эрдогана. Я очень тщательно подбираю свои слова. Эта попытка провалилась. Еще бы, она была очень и очень плохо подготовлена! Это была отчаянная попытка, которая исходила от людей в Вашингтоне.

- Зачем же ЦРУ свергать Эрдогана? Он вроде бы верен США, его страна - член НАТО...

- Прошу прощения! Эрдоган верен только Реджепу Тайипу Эрдогану и никому больше! Это доставляет Вашингтону большой дискомфорт. Они могли бы жить с этим пока его армия тренировала боевиков ДАИШ (запрещенная в России террористическая организация) и отправляла их на войну в Сирию, чтобы свернуть Башара Асада и строить нефтепроводы в Турцию. Они были вполне довольны Эрдоганом, когда тот приказал сбить российский боевой самолет в прошлом ноябре и тем самым порвал отношения с Россией, не только в сфере туризма, но и по постройке газопровода и множество других связей.

[AUDIO=1]

Эрдоган их устраивал, хотя и не был на вершине списка их предпочтений. Но, как бы то ни было, в мае Эрдоган сделал что-то, что не вписывалось в роль члена НАТО и начал менять всю свою союзническую стратегию. Он начал пытаться восстанавливать отношения с теми, кого сделал своими врагами. Он начал понимать, что он изолирован на мировой сцене, что ситуация опасна. В тот же самый день, когда Эрдоган и Нетаньяху на переговорах рвали запутанные за последние годы узлы в отношениях, начинали дипломатический диалог вновь, в тот же день Эрдоган опубликовал извинения народу России и вступил в серьезнейшие переговоры с вашей страной.

А последним "гвоздем в гроб", возбудившим активность Вашингтона стало заявление Анкары на прошлой неделе о подготовке к возобновлению мирных отношений с Сирией. Это означает, что теперь Башар аль-Ассад является политиком высокого приоритета для Турции. Это изменение геополитического направления, отсюда и возникла неуклюжая попытка ЦРУ. Дело в том, что теперь влияние Вашингтона на Ближнем Востоке колоссально понижено. Колоссальный спад их влияния! Только так можно объяснить то, что произошло в пятницу ночью 15 июля 2016 года. Этим утром мы уже видим, что попытка провалилась, Эрдоган крепко держит власть и вычищает сетевые ячейки Гюлена из армии и других структур Турции.

[OBJ Путчисты сдаются правительственным силам]

- Сэр, позвольте вопрос из серии "что, если". Если бы переворот удался, что было бы с Турцией и ее отношениями с Россией и Евросоюзом?

- Если бы его свергли, и об этом сам Эрдоган сказал откровенно во время своего выступления из аэропорта, тогда он напрямую обвинил Гюлена. Кто же такой Фетуллах Гюлен? Он - сотрудник ЦРУ. Бывший заместитель директора ЦРУ Грэм Фаулер вывез его из Турции в 1998 году незадолго до прихода Эрдогана к власти. Тогда Гюлену пришлось бежать, потому что он совершил множество преступлений против конституции Турции. И даже несмотря на то, что несколько лет назад Эрдоган предложил Гюлену вернуться домой, тот предпочел остаться в Сэлисбюрге, Пенсильвания (США), в своем убежище под защитой ЦРУ. Он или ЦРУ управляют его сетью и сегодня из Пенсильвании.

Гюлен стоит за исламским терроризмом, поддерживает турецких приверженцев терроризма, распространяя свое влияние вплоть до границ Российской Федерации, в китайские регионы, населенные уйгурами, которые находятся под влиянием Гюлена с 1990-х и сейчас воюют в Сирии на стороне джихадистских террористов. Что бы произошло? Под боком у России, в Анкаре появился бы режим, управляемый кукловодами из ЦРУ. Это не был бы сам Гюлен, он - теневая фигура, но кто-то подобный ему. Они повиновались бы приказам Вашингтона, беспрекословно. Дело в том, что сегодня Эрдоган неуправляем для Вашингтона и иногда непредсказуем. Он стремится выжить и его волнует собственное будущее, а не будущее НАТО и США. Итак, это был бы режим сродни режиму Порошенко. К слову, долго этот режим бы не продержался - я хорошо знаю турецкий народ и видел как они вышли на улицы Стамбула и Анкары. Сотни тысяч человек с камнями, ножами и битами, против хорошо вооруженной армии. Эту страну ЦРУ не смогло бы так просто контролировать.

Американский политолог Уильям Энгдаль / Фото: Твиттер

- Как вы считаете, станет ли теперь Эрдоган более популярен?

- Эрдоган создавал какой-то султанат, диктатуру, он был очень непопулярен среди собственного народа. Но в какой-то момент он понял, что его дорога ведет в тупик, что США его используют, но отнюдь не поддерживают. И он развернулся на 180 градусов! Повернулся лицом к Израилю, России, даже к Башару Асаду, который, к слову, когда-то был его другом. Восточная политика вообще никогда не была прямолинейной, а сейчас напоминает захватывающий детектив. Я думаю, что самое интересное сейчас нас в развитии отношений между Россией и Эрдоганом в сфере экономики. И политики. Газопроводы, соглашения по туризму... Естественно, когда все успокоится.

Мы сегодня находимся в том историческом моменте, когда де-факто империя США разваливается повсюду на планете. Неформальная империя контролирующая мир мягкой силой, как они себя описали еще в 1939 году, так вот - этот контроль рушится повсюду! Вопрос - какой порядок мы построим теперь, удастся ли нам сделать мир более справедливым? И здесь я вижу большое будущее в евразийских взаимоотношениях, прежде всего России и Китая. Все последние годы с момента крушения Советского Союза мы видели одну силу, которая управляла миром. Диктовала свою волю. А ведь никому не нравится диктат, особенно странам вроде России и Китая. Провал переворота в Турции - знак того, что власть США рушится по всему миру. И это действительно что-то новое.

- Кто были эти военные, пытавшиеся свергнуть Эрдогана? Их вооруженные силы - очень закрытое сообщество...

- В последние 15 лет движение Фетуллаха Гюлена инфильтрировало своих людей повсюду в турецком обществе. Он даже создавал свои учебные заведения! Его люди были и в армии. Люди Гюлена, под руководством ЦРУ стремились в ключевые институты Турции: в систему юриспруденции, национальной армии, полиции. Расставляли своих по ключевым позициям, чтобы когда Гюлен прикажет, они могли взять власть. В 2013 году в Анкаре и Стамбуле начались мощные протесты против постройки торгового центра на месте национального парка.

Тогда СМИ, подконтрольные Гюлену (этот человек владеет состоянием в 15-25 миллиардов долларов, рядом СМИ, производств и других активов в Турции и по всему миру - прим. "ВМ"), начали атаку на подконтрольную Эрдогану партию. И президент Эрдоган объявил Гюлену войну. Все это и привело к нелепой попытке Вашингтона свергнуть власть в Анкаре. Конечно же, сегодня Обама спешит распахнуть свои объятия перед "демократически избранным президентом Тайипом Эрдоганом", как его лучший друг. Но они просто пытаются замести следы. Это большой провал Вашингтона, они сами себя подставили по ряду вопросов, прежде всего - по Сирии. Вот каким мы видим мир сегодня, 16 июля 2016 года.

В конце беседы профессор Энгдаль обратился к совместной пресс-конференции главы МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри. И отметил - во время вопроса журналистов о ситуации в Турции лицо госсекретаря Керри на секунду исказила гримаса обиды и раздражения. Впрочем, американский чиновник быстро справился с собой. Энгдаль отметил: "Госсекретарю просто нечего было сказать".

СПРАВКА

Энгдаль, Фредерик Уильям. Родился в 1944 году в штате Техас. Окончил Принстонский университет по специальности «политика». Писатель, политолог, независимый журналист и экономист. Имеет докторскую степень в области экономики Стокгольмского университета. Автор нескольких книг и исследований, в сфере изучения геополитики работает уже 30 лет.

amp-next-page separator