Спасите булочку

Общество
Если одна половина человечества «засоряет» планету, то другая старается изо всех сил ее спасти. К их числу относятся и участники нового экологического движения — фудшеринга. Они спасают еду, пригодную в пищу, от утилизации. Как это происходит и кто входит в число тех, кто занимается этим делом, выяснила «ВМ».

Движение фудшеринг*, главным лозунгом которого являются слова «Отдам еду даром», существует в нескольких формах. Что значит даром? Ну, например, вы наготовили кучу салатов, запекли курицу и наварили холодца в ожидании гостей. А они взяли и не приехали! Выбрасывать жалко, а сами за пару дней, понятно, не съедите. Не в помойку же отправлять. Тут вам на помощь и придут участники этого движения — фудсейверы (буквально в переводе с английского — «спасители еды»). Для этого нужно выложить фото еды в группу фудшеринга (есть в любой популярной социальной сети), написать свой адрес и — вуаля, к вам приезжает голодный, но благодарный... студент, например.

Впрочем, есть у этого движения и другие, более серьезные формы. Идея та же — «спасти еду», но только не со стола, а с полок магазинов, ресторанов и конвейеров предприятий. Кстати, некоторые думают, и это скорее предубеждение, что речь идет о просроченных продуктах. На самом деле это не так. О том, откуда в Москве появились «спасатели еды» и кому они помогают, корреспондент «ВМ» поговорила с одним из организаторов этого движения — Анной Успенской.

— Анна, а чем вы зарабатываете на хлеб?

— По профессии я компьютерный лингвист, то есть занимаюсь автоматической обработкой языка.

— А откуда вдруг такое увлечение?

— Меня всегда волновал вопрос экономичного обращения с ресурсами, в том числе и пищевыми. И когда я узнала про немецкий проект фудшеринга, я захотела опробовать его в нашей стране. Ведь горы еды отправляются на помойку только потому, что ее не успели раскупить или срок годности подходит к концу. Думаю, что это несправедливо, и объединение людей с подобными взглядами помогает хоть как-то исправить эту ситуацию.

— Насколько уровень перепроизводства велик в Германии?

— Перед тем как заняться этим делом в России, мы, разумеется, изучили опыт наших коллег. Что касается развитых стран, то оказалось, что треть всех производимых продуктов люди отправляют в помойку. В неразвитых странах, как бы парадоксально это ни звучало, тоже есть проблема нерационального использования еды. Но там эта проблема возникает не из-за перенасыщения и доступности продуктов, а элементарно из-за того, что просто негде хранить.

— А Москва? Какая у нас сложилась ситуация?

— По тем данным, что нам удалось добыть, ситуация довольно неравномерна. В этом плане Москва и Санкт-Петербург очень похожи на Европу, а вот регионы можно сравнить с развивающимися странами. Ресурсы распределены очень неравномерно.

— Как вы начинали дело фудшеринга в Москве?

— Я оказалась не одинока в своем стремлении, нашлись люди похожих взглядов и убеждений. Чуть больше года назад мы решили объединиться (в группу организаторов также входят Андрей Кухнин и Ирина Межова). Есть еще параллельные течения, которые также касаются «спасения» еды. С этими ребятами мы стараемся поддерживать связь.

— Вы не думаете, что люди могут забирать эту еду не из экологических соображений, а только потому, что это отличная возможность что-то получить нахаляву?

— Я не вижу в этом ничего плохого, даже если это действительно так. Какая разница, чем человек руководствуется, когда он делает что-то полезное.

— А вы представляете, к каким социальным группам принадлежат фудсейверы?

— Среди наших участников я выделяю две основные категории. Это многодетные мамы, у них есть свободное время для того, чтобы подъехать в назначенный час и место и забрать еду. Иногда они выступают координаторами процесса. То есть система фудсейвинга заключается в том, чтобы не только забрать продукты, но и по возможности часть из них отдать таким же нуждающимся, как и ты. Вторая категория — это молодежь, часто студенты, и люди постарше. Они занимаются этим из социального интереса. Им кажется, что это весело и прикольно.

— А если все продукты забирает один человек и оставляет себе, не противоречит ли это самой идее «спасения» еды?

— Если он в состоянии съесть это сам, то почему бы и нет. В любом случае он может поделиться продуктами со своими близкими.

— Много ли человек являются членами фудшеринга?

— В каждой команде от 10 до 15 человек, которые сотрудничают с 15 организациями, которые отдают нам продукты. Получается, что в районе 200 постоянных участников. Есть еще организации, которые благодаря нашей инициативе напрямую сотрудничают с двумя фондами, один из которых занимается помощью многодетным семьям. Планируем подключить еще совет ветеранов одного из столичных районов.

Большинство пригодных в пищу продуктов многие предприятия отправляют в помойку только потому, что не успели их распродать или товары потеряли свой вид / Фото: PHOTOXPRESS

— Что это за организации? Это производители еды?

— Есть среди них и небольшие продуктовые магазины, и кондитерские-пекарни.

— С кем легче найти общий язык — с крупной компанией или с владельцем небольшого бизнеса?

— У больших организаций больше административных барьеров. Бывает сложно связаться с человеком, у которого есть полномочия принимать подобного рода решения. Но случается, что сотрудники предприятия сами становятся инициаторами «спасения» еды. Им просто неприятно каждый день собственными руками выбрасывать пригодную в пищу еду. Но даже если возникли какие-то бюрократические проволочки, то мы такие случаи не бросаем. Думаю, со временем, когда фудшеринг будет более популярным явлением и люди о нем узнают больше, все пойдет быстрее и легче.

— А как происходит распределение еды?

— Количество человек для каждой организации мы рассчитываем исходя из объема продуктов, которые она отдает. За один раз человеку достается 5–7 килограммов. Но объемы меняются, причем каждый раз в разную сторону. Из пекарен средней руки ежедневно нам отдают 10–15 килограммов.

— У движения существует конечная цель? Каких масштабов проект должен достигнуть?

— Думаю, что так или иначе продукты, особенно в Москве, все равно будут пропадать, но цель — отдать их большему числу нуждающихся людей.

— Но в идеале это, наверное, не только еда?

— Да, это касается и одежды, и книг. Но с едой вопрос стоит острее, потому что она портится.

— Но вы ведь забираете не только нераспроданную продукцию?

— Верно. Товар просто может потерять свой вид. Торт с помятым коржом никто не купит, это считается некондицией. А мы его с удовольствием заберем. Или компания сменила меню производимой продукции, но к тому моменту уже изготовила партию кексов с лимонной начинкой. Понятно, что «устаревшую» партию она реализовать не может. Бизнес подстраивается под потребности потребителя, но в результате этого возникают излишки.

— Вы обмениваетесь опытом с немецкими единомышленниками?

— Да, у нас есть коллега, которая живет в Германии, но время от времени приезжает в Россию. Благодаря ей мы узнаем, как развивается это направление в Европе, и поддерживаем связь с немецкими организаторами.

— В чем различия и сходство между российским и немецким фудшерингом?

— Сравнение, наверное, будет некорректным, потому что им уже четыре года, а нам только год. Но развивались они похожим образом. То есть им тоже приходилось рассказывать, что такое фудшеринг, для чего он нужен. Но они добились своего: сейчас в Германии это уже широко известное направление.

— У вас в правилах сказано, что фудсейвер обязан оценивать, насколько продукт пригоден в пищу. То есть существует потенциальная угроза, что человек может отравиться?

— Теоретически угроза существует, нужно внимательно проверять продукты. Но фактически, поскольку мы сразу забираем свежую продукцию, такой риск минимален. Бывает, что отдают партию овощей, и ее нужно на месте перебрать, но какая-то подпорченность видна сразу.

— К вам обращаются последователи фудсейвинга из других городов?

— Недавно к нам обратились из Смоленска, где хотят развивать подобный проект. Поскольку у нас схема обкатана, мы готовы предложить план действий.

— А вот интересно, что вы говорите потенциальным «поставщикам», когда впервые с ними общаетесь? Отдайте нам еду?

— Сначала рассказываем о нашем социальном проекте. Интересуемся, остается ли у них нераспроданная еда. Если остается, подробно описываем схему взаимодействия. И даем понять, что для самой компании это будет максимально комфортно и удобно, они услышат благодарность огромного количества людей.

— Чем еще привлекает фудшеринг?

— Про некоторые продукты я узнала, занимаясь фудшерингом. Например, попробовала новый вид йогурта. Мне он понравился, и я его стала покупать. Это и возможность разнообразить свое меню, поскольку всегда получаешь какие-то новые продукты.

— Если немного пофантазировать и представить, что фудшеринг достиг грандиозного размаха и люди получают еду бесплатно, это же снизит спрос...

— Это очень отдаленная перспектива. И, скорее всего, нереалистичная.

— Но все-таки ваш проект рассчитан на людей, у которых есть какой-то достаток, ведь общение происходит через социальные сети. А те, кто действительно остро нуждается в еде, ведь остаются ни с чем?

— Следующий этап нашего развития — социальные холодильники. На их полках можно будет оставить еду для нуждающихся. Мы уже определили место, где он будет стоять, осталось только придумать протокол взаимодействия. Нужно, чтобы у такого холодильника были волонтеры, которые его обслуживают и следят за качеством продуктов, оставляемых там. Он рассчитан на всех желающих, в том числе и на людей без определенного места жительства.

Большая часть продуктов, которую производители отдают фудсейверам, — это хлебобулочные изделия / Фото: PHOTOXPRESS

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Журавлев, социолог, практический психолог:

— Если декларация этого движения заключается в бережном отношении к еде, так же как и в бережном отношении к природе, то это может вызвать только положительную оценку. Это если говорить об эмоциональном восприятии данного явления. Другая сторона вопроса — это страх людей на подсознательном уровне. Ведь нас давно и в интернете, и по телевизору кормят страшилками об апокалипсисе и связанным с этим голодом. И отчасти именно этими подсознательными страхами можно объяснить желание «спасать» еду. Хотя, с другой стороны, мы с вами знакомы с таким явлением, как перенасыщенность рынка, и таким термином, как общество потребителей.

Наши еженедельные походы в торговые центры — бывает, это происходит без особой необходимости — это и есть яркий пример общества потребителей, которые бессознательно все скупают. Когда-то Дейл Карнеги составил портрет идеального покупателя, который выглядит так: это не очень образованный человек, который не читает книг и постоянно смотрит телевизор. Так вот, движение фудшеринга идет вразрез теории потребления и подрывает ее устои, а сам фудсейвер — сознательный и умный потребитель, который следит за пищевой экологией.

КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ

Для этого достаточно на официальной странице движения www.foodsharingrussia.ru пройти регистрацию, где нужно указать свои контактные данные, соответствующие вашей странице в социальной сети. Затем пройти онлайн-тестирование на знание правил, перечисленных на сайте. После регистрации с фудсейвером связывается куратор и сообщает о месте и времени встречи, откуда нужно вывезти продукты. После пробного «спасения» еды участнику выдают удостоверение.

СПРАВКА

* Фудшеринг (англ. foodsharing от food — «еда», sharе — «делиться») — социально-экологический проект по спасению пригодной к употреб лению еды, появившийся в Германии. Задача проекта — связать магазины и кафе, в которых возникают излишки съедобных продуктов, с волонтерами. Также еду отдают пекарни, отели, супермаркеты, столовые. Задача волонтера состоит в том, чтобы еда максимально быстро обрела хозяина и была съедена. Эту еду можно съесть самому, накормить друзей и соседей, нуждающихся, пенсионеров, малоимущих, отдать в приюты, социальные столовые.

Популяризацией движения занимается дизайнер Яна Франк. Участники проекта бесплатно раздают желающим ту еду, которая могла быть утилизирована. Движение появилось в Германии в 2012 году, прижилось в Австрии и Швейцарии и сейчас распространяется во многих других странах. В России наиболее активные группы находятся в Москве и Петербурге.

ЦИФРА

25000 количество участников официальной группы фудшеринга Москвы в одной из российских социальных сетей

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ В ДАР

DARUDAR.ORG

Благодаря сервису darudar.org любой желающий сможет порадовать участника не только нужной ему вещью, но и сделать для него что-нибудь полезное, например, починить компьютер или перевести текст с иностранного языка. Сайт работает в двухстороннем порядке и, зарегистрировавшись на нем можно оставить и свое пожелание.

BOOKRIVER.RU

Участники сервиса bookriver.ru составляют списки ненужных и желанных книг, а потом обмениваются ими между собой. Впрочем, некоторые готовы отдать книгу просто так или за шоколадку. Чтобы участвовать в обмене, вам придется зарегистрироваться на сайте. В профиле желательно указать, где и во сколько вам удобно встречаться.

DETSTVO.RU

На сайте detstvo.ru детские вещи недорого продают или отдают даром. Доска обновляется регулярно. Чтобы связаться с автором объявления, достаточно отправить ему сообщение через форму на сайте, указав свой телефон и адрес электронной почты. Здесь же можно подобрать няню, преподавателя или массажиста для своего ребенка.

 

 

 

 

amp-next-page separator