Поколение киборгов

Общество
Гаджеты и дети можно ли назвать безобидной тесную связь между ними или в будущем мы рискуем столкнуться с ее негативными последствиями? "ВМ" размышляет об этом.

Заметили, какими тихими стали детские поликлиники? Нет, повопить на сдаче крови — это для пациента по-прежнему святое, но вот очереди в кабинеты явно посмирнели.

Малышня все больше сидит, уткнувшись в родительские (а то и свои) гаджеты, крошит в мелкий винегрет врагов, преодолевает полные ловушек лабиринты или кормит вечно недовольных говорящих котов. Беготня по коридорам, конечно, случается, но все чаще совпадает с севшей некстати батареей… Детвора постарше залипает в планшетах-телефонах-компьютерах уже по-серьезному.

— Моей мультики уже неинтересны, — делится наболевшим Марина, мама трехлетней Ани. — Она попросила подписать ее на ютьюб-канал, где родители выкладывают ролики про такую же малявку. Как она ходит по магазинам, как выбирает наряды, причесывается, делает маникюр (!), разворачивает подарки и прочее. Родители пиарятся, зарабатывают на детях, а малышне нравится. И вы думаете, это я ей про канал рассказала? Нет. Смотрели мультики в интернете, а сбоку баннер болтался с этой девахой, которая здоровенный киндер-сюрприз разворачивала. Ну, моя ткнула по ссылке, и понеслось...

Восьмилетний сын Марины от сестры не отстает. С планшетом управляется ловчее родителей, для которых гаджет превратился в единственный весомый аргумент в любой конфликтной ситуации.

— Да у всех его ровесников компьютер и телефон — это сейчас и поощрение, и наказание, ничего больше не действует! — восклицает мама. — «Не сделаешь — не пущу к компьютеру» — только это и работает. Но, слава богу, моего пока только компьютерные игры интересуют. Причем запрещать — тоже не выход. У нас на даче семья одна есть, все такие духовно продвинутые, посты у них, молитвы-медитации, ребенку не дают ни компьютер, ни телефон. Так их Игнат бедный при виде айпада аж трясется! Прибегает к нам, дети его на улицу играть зовут, а он: «Тетечка Мариночка, дайте мне лучше в планшет поиграть, пока мама не видит». Причем если у наших есть какие-то предпочтения — одному танки нравятся, другому «Майнкрафт», то этому все равно во что играть. Потому что чувствует себя ущербным среди других детей, у них же только и разговоров, кто что скачал и кто в о что игра л . А еще, мне кажется, он маму свою из-за этого ненавидит. Кто-то из сердобольных родственников подарил ему все-таки летом мобильник, так я через несколько дней встретила мальчишку в лесу, на просеке: «Ты что тут делаешь?» — спрашиваю. «Музыку свою любимую слушаю, чтобы мама не знала», — отвечает и дает наушники. А там у него Cannibal Corpse — ужас страшенный...

Единственный хитрый ход в неравной борьбе с гад- жетами, который сумела придумать наша собеседница, — это связывать компьютерные игры с внешним миром:

— Мой сейчас играет в акул, так мы под это дело вытащили его вчера с мужем в океанариум, на выставку акул, он там все их породы выучил моментально. В общем, хоть как-то пытаемся повернуть это компьютерное безумие в сторону реальной жизни.

Для того чтобы ребенок не выпал из реальности, надо как минимум до 3 лет (а лучше до 5) полностью исключить его общение с гаджетами, считает руководитель отделения клинической психологии Института практической психологии Нарина Тевосян. Причем исключение должно касаться не только компьютерных игр, но и мультфильмов:

— В этом возрасте идет самое мощное формирование психики, дальше уже только настройка. И все эти видеоролики не только тормозят нейронные связи, но и убивают их. Ребенок, с младенчества приученный к гаджетам, как правило, меньше интересуется игрушками, у него пропадает исследовательский интерес. Детей, которые освоили всю эту технику в более позднем возрасте, видно сразу: они живее, больше настроены на реальную игру, на взаимодействие. Их антиподы — все в себе, им не хочется рисовать, лепить... Зачем, если есть планшет?

Достается от гаджетов, оказывается, и более старшим, и даже взрослым людям:

— Доказано, что зрительное общение с гаджетами тормозит развитие речи, интеллекта, памяти, — перечисляет Нарина Тевосян. — С вниманием тоже начинается катастрофа. Даже у взрослых. Есть исследования, что людям после чтения на планшете и телефоне очень сложно переключиться на бумажные книги. А главное, та информация, которую мы получаем при чтении через гаджеты, задерживается в мозгу гораздо меньше. Долговременная память лучше работает, когда книга бумажная. То есть «Война и мир» на планшете и она же на бумаге — это совершенно разные вещи, как оказалось...

Так где же выход, зададим мы естественный вопрос. А он, как всегда, посередине. Современные реалии таковы, что без всех этих девайсов мы существовать уже не можем. Информатика, электронные журналы и учебники, дистанционные олимпиады — все это становится обыденностью для наших детей еще в начальной школе. Что уж говорить о дальнейшей жизни. Но значит ли это, что надо бросать чад в пучину виртуальной реальности и равнодушно смотреть, как они превращаются в киборгов? Конечно, нет, уверены психологи. Задача родителей — как можно сильнее привязать ребенка к реальности физической. А для этого все средства хороши.

ЕСТЬ МНЕНИЕ  

МНЕНИЕ ЗА

Колонка члена ревизионной комиссии Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) Владимира Корвацкого

Урок информатики в Гимназии №1274 имени Маяковского, Москва / Фото: Дмитрий Рухлецкий, специально для «Вечерней Москвы»

Все новое, что появляется в нашей жизни, получает критику, это нормально. Но мир меняется. Увеличиваются темпы жизни, и я ничего плохого не вижу в том, что мои внуки будут набирать текст на клавиатуре быстрее, чем я это делаю. Хотя есть и негативные вещи. Например, связанные с языком. Люди экономят количество символов, язык становится короче, мы пишем «ок» вместо «хорошо, «спс» вместо «спасибо», обозначаем эмоции не словами, а смайликами и т.д. Вслед за языком меняется и мышление...

Но вместо того, чтобы ужасаться процессу, пытаться его тормозить, не лучше ли его возглавить? Дети перестают читать бумажные книги? Издавайте их в электронном виде, создавайте обучающие программы, другие интерактивные штуки, вовлекайте их в обучение и общение современными методами. В общем, не бойтесь меняться вместе с меняющимся миром. Это нормально.

МНЕНИЕ ПРОТИВ

Колонка председателя Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, член научно-консультативного комитета ВОЗ по программе «Электромагнитные поля и здоровье человека» Олега Григорьева

Когда физики и биологи слышат сетования педагогов и медиков о том, что современные дети не внимательны, не усидчивы, не хотят читать, обладают кривым почерком, не блещут умом и сообразительностью, нам остается лишь грустно вздыхать. Ведь причины были известны еще лет 40 назад. Давно и фундаментально доказано: слабые электромагнитные поля влияют на формирование центральной нервной системы (ЦНС) у детей. Например, еще в 70-е годы Институт коммунальной гигиены в течение 7 лет наблюдал детей, живущих в районах размещения радиопередающих средств. Это не значит, что дети жили на радиополе (советские санитарные нормы были раз в 10 жестче нынешних, и соблюдались). Там были поселки, где-то неподалеку – вся эта техника, и речь шла буквально о 3-4 вольтах на метр (для сравнения: у мобильника интенсивность поля раз в 20 больше).

Выяснилось, что ЦНС у таких детей формируется по-другому. Электромагнитное поле действует на ионы (заряженные частицы) внутри и снаружи клетки, заставляя их двигаться по-другому, организм пытается компенсировать это уходом от природной нормы, но адаптация происходит с потерей: такие дети хуже запоминают, читают, пишут — в общем, обладают всеми теми «дефектами», которые мы наблюдаем сейчас. Как защититься? Давать ребенку гаджет только с включенным «авиарежимом», а внешние поля — от соседских Wi-Fi-роутеров, уличных мобильных вышек и т. п. — минимизировать с помощью радиоэкранирующих материалов. Их сейчас огромное количество выпускается.

ПЯТЬ ШАГОВ К РЕАЛЬНОСТИ

Вытягиваем ребенка на прогулку и обязательно составляем ему компанию. Современным детям катастрофически не хватает свежего воздуха и общения с вечно занятыми родителями. Во время прогулки не молчим, а общаемся — обсуждаем погоду, природу, да все, что в голову взбредет.

Поиграйте в настольные игры, шахматы, послушайте музыку, попойте, подурачьтесь (дети очень любят дурачиться)... Помните: не важно, что делать, главное — делать это вместе.

Заменяем компьютерные бродилки квестами из реальности, благо что подобных развлечений в Москве пруд пруди. Ребенка одного не бросаем — все этапы проходим вместе.

Обязательно обсуждаем с ребенком, как прошел день — его и ваш. Начинаем с себя: «У нас сегодня на работе была ситуация...» — и т.д. Не было ситуаций — расскажите, что видели по дороге. Любая банальность отложится на подкорке и протянет ниточки в реальность (активность живого никто не отменял).

Осваиваем Третьяковку, ГМИИ им. А. С. Пушкина и прочие художественные галереи, записываясь на интерактивные экскурсии. Искусство — это тоже мощная связь с реальностью.

amp-next-page separator