В церемонии вручения премии «Золотая Маска» в этом году примут участие номинанты, а также лауреаты прошлых лет, звезды российского театра и деятели культуры / Фото: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

«Маска» для героев

Общество
20 апреля в среду в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко Национальная премия подвела итоги 23-го сезона и назвала лауреатов.

Эксперты-отборщики, к которым всегда остается немало вопросов, отсмотрели почти тысячу спектаклей в более чем сотне городов России и выбрали 290 номинантов. Это почти на треть больше, чем в 2016-м.

Тенденция к увеличению числа конкурсантов у фестиваля стала традицией — он не теряет надежды, что марксистский тезис о переходе количества в качество сработает.

Судя по результатам, игры разума часто оборачиваются победой конъюнктуры, а не чистого искусства. Хотя для маленьких театров из провинции (вроде «Грани» из Новокуйбышевска), фестиваль — единственный шанс быть замеченным в национальном масштабе. Так что Москва выступает в роли собирательницы театральных городов.

Торжественная церемония затянулась больше, чем на три часа, и откровением не стала. Разве что вручающие награды в разделе «Эксперимент» Марат Гацалов и Владимир Варнава разыграли любопытный парный конферанс. Да еще появление в качестве «вручанта» в оперных номинациях в дуэте с солисткой Большого театра Венерой Гимадиевой Михаила Кислярова, недавно со скандалом отрешенного от должности главрежа Камерного музыкального театра, стало явным сигналом прежде всего Минкульту, что театральное сообщество в своем руководящем большинстве поддерживает в этой ситуации режиссера.

Публика сама себя профессионально подбадривала, а при объявлении имен соискателей зал гудел, как фанатский сектор стадиона. На сей раз московские театры гостеприимно не побили «масочные» рекорды. «Лучшей балериной» признали приму Мариинки Викторию Терешкину, «Лучшей оперной певицей» — Надежду Павлову из Перми за роль в «Травиате», которой дирижирует Теодор Курентзис, — у него очередная «маска», а «Лучшим актером» определили Данилу Козловского за роль Гамлета в Театре Додина.

Будучи лидером по числу номинаций, Большой театр взял лишь три «маски». Павел Клиничев получил награду за дирижерскую работу в балете «Ундина». В две «маски» жюри оценило постановку оперы Генделя «Роделинда». Триумфатор вечера — «Русский роман» Театра имени Маяковского в постановке Карбаускиса, победивший в номинациях «Драматург» («маску» получил литератор Марюс Ивашкявичюс), «Лучшая женская роль в драме» (Софья Толстая — Евгения Симонова) и «Лучший спектакль в драме большой формы».

Награды «За честь и достоинство» вручали Ингеборга Дапкунайте и Игорь Костолевский, сменивший на посту президента «Золотой маски» Георгия Тараторкина, которого не стало в феврале. Получавших премии Владимира Этуша и Олега Табакова зал встретил стоячей овацией. Кто-то был счастлив, кто-то — не согласен с решениями жюри. Весь мир, конечно, — театр, а «масок» — всего 37.

amp-next-page separator