Личные истории и впечатления ветеранов войны дадут объективную картину эпохи
— Сайтов о той войне очень много. Чем вы лучше?
— Мы одни в своем роде. Это библиотека интервью очевидцев тех событий и ветеранов, где фиксируется эмоциональная составляющая воспоминаний. Факты тоже важны, но у нас они вторичны.
— Как пришла идея такого сайта?
— Я начал этим заниматься в начале 2000 года. Жил тогда в Бельгии, занимался молекулярной биологией. Военная тематика всегда очень интересовала — отец прошел войну, эта тема всегда жила в нашей семье. В то время как раз начал заявлять о себе интернет. Я сразу понял, что именно эта среда, свободная, мне нужна. К июлю 2000 года я сделал сайт, и оказалось, что я попал в тренд. С зарождением интернета наступила эпоха личных историй, связанных не только с войной. Сейчас эта эпоха подходит к концу. Общество не должно жить с постоянным осознанием травмы, коей является даже победная война. Тем не менее сайт продолжает пополняться новыми свидетельствами, появился раздел о современных войнах и конфликтах.
— Да, эмоции важны. Но как не попасть на самозванца?
— Чем дальше мы от тех лет, тем больше появляется лжеветеранов. Секретного вопроса, чтобы их разоблачить, мы не вывели. Это можно понять по общему тону рассказа и собственным впечатлениям. Например, был у меня случай: герой рассказывал о том, как он воевал, будучи командиром танка. А я чувствовал — что-то не то. Посмотрел наградные листы на сайте «Подвиг народа» — он оказался разведчиком в танковой бригаде. Причем был очень хорошо награжден за реальные подвиги! Зачем ему понадобилось придумывать свою историю, я так и не понял… Мы сверяемся с информацией Минобороны. Опять же: мы даем свидетельства эпохи. Доверять им полностью нельзя. Их можно использовать в дополнение к архивным документам. Вместе они составят картину гораздо полнее, чем по отдельности. За всю историю наших интервью мы ни разу не попадали на самозванцев.
— То есть историк, заглянув на ваш сайт, найдет неточности?
— Конечно, найдет. Но у нас это именно неточности. Все помнят, какие были отношения с командирами и однополчанами, но далеко не все — сколько немецких танков уничтожили.
— И было ли это вообще.
— Чаще всего было. Нашим интервьюерам редко врут. Это 10 человек разных профессий. Героев они находят по всей России, СНГ, Израилю и Америке. Им дают денежное вознаграждение — наш сайт получает поддержку от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
— Ваш сайт может пролить свет на факты, официально не установленные?
— Вы имеете в виду без вести пропавших? Поиск по фамилиям и ключевым словам у нас есть. Но таких историй не было.