Ученица 6-го класса «Б» Романовской школы Белла Ялова знакомится с материалом проекта «Пресса в образовании» газеты «Вечерняя Москва», посвященным истории Ледового побоища на Чудском озере и новгородскому князю Александру Невскому / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Отличить факты от мифов ребятам помогла наша газета

Общество
Недавно для учеников Романовской школы прошел урок с газетой, который был посвящен 775-летию победы Александра Невского над тевтонскими рыцарями. «ВМ» помогла ребятам отличить факты от мифов.

О знаменитом Ледовом побоище и легендарном князе Александре Ярославиче Невском сняли немало фильмов. Самый известный из них — кинолента Сергея Эйзенштейна 1938 года, ставшая одной из самых успешных работ советского режиссера. В кино события такой давности нередко приукрашиваются — сам Эйзенштейн говорил, что не ставил перед собой задачи экранизировать исторические события с точностью до последней детали, хотя замечания историков учел и даже дважды переработал сценарий. Однако полностью опираться на сюжет фильма, пусть даже и общепризнанно гениального, не стоит, считает учительница истории Романовской школы Наталья Стуловская.

— Ледовое побоище — лишь один из эпизодов войны, которую вели Новгород и Ливонский орден, — рассказывает она ученикам 6 «Б» класса. — Опираясь на информацию, представленную в материале проекта «Пресса в образовании» газеты «Вечерняя Москва», мы можем не только узнать подробности легендарной битвы на Чудском озере, но и представить, как были вооружены и экипированы воины княжеской дружины и рыцари Ливонского ордена.

Ребята не без интереса рассматривали иллюстрации к материалу — на боевом коне восседает воин из дружины Александра Невского, на нем доспехи, шлем и кольчуга, не такие тяжелые, как немецкое обмундирование, но по прочности ничем ему не уступают. Рядом с воином — пеший стрелок с русским составным луком, который давал фору хваленому английскому оружию.

— А вот немцы из-за своих тяжелых доспехов и провалились под лед Чудского озера, — вставляет шестиклассница Белла Ялова, — в таком обмундировании им на лед выходить не стоило.

Но близкие ко времени сражения источники не сообщают о том, что немцы и в самом деле проваливались под лед. Это как раз один из мифов, который и был развеян с помощью материала, опубликованного в «Прессе в образовании». Но в словах ученицы доля правды все-таки есть: доспехи смягчали и даже спасали от разящих ударов русских воинов, но делали рыцарей неуклюжими и неповоротливыми, существенно замедляли реакцию.

Вооружены рыцари были серьезно — большой шлем для конного боя, ограничивающий обзор, но хорошо защищающий от ударов копий, кольчужная рукавица, такие же кольчужные чулки для защиты ног и длинные тяжелые мечи романского типа. Все составляющие немецкой экипировки можно было рассмотреть в инфографике на газетной полосе, где во всех подробностях расписано снаряжение воинов.

Примечательно, что Новгород в XIII веке вел не менее агрессивную политику, чем Запад, что неудивительно — на кону были торговые потоки, шедшие через территории Северной Руси, а также выход к морю — важнейшая транспортно-торговая артерия.

— Поэтому одержать победу в битве было очень важно, — отмечает учитель. — И здесь Александр Невский проявил необычайную смекалку, ухитрившись с помощью небольшого войска разбить вражеское войско.

Среди историков до сих пор ведутся споры по поводу численности войск с той и другой стороны. Принято считать, что в Ледовом побоище участвовали 36 рыцарей ордена, однако на каждого из них приходилось пять боевых слуг, среди которых один или два тяжеловооруженных сержанта. У ливонских рыцарей были и наемники, поэтому разбить такое воинство было совсем непросто.

— В конце концов Александр Невский вместе со своим войском окружили немцев с флангов и уничтожили, — рассказывает Наталья Стуловская ребятам. — Наемники, увидев крах рыцарей, сразу отступили.

Русские преследовали бегущих по льду на протяжении семи верст. В том же году Ливонский орден заключил мирный договор с Новгородом, отказавшись от всех своих недавних захватов на Руси, и после этого не связывался с новгородцами целых 25 лет.

— Если газеты будут ориентироваться на слова компетентных экспертов, то такие статьи могут и учебники заменить, — отметила Наталья Стуловская в конце занятия.

Ученикам тоже урок с газетой понравился: они признали, что урок был наглядным и «совсем не похож на традиционные школьные занятия».

amp-next-page separator