Похождения бравой швейки
Первые швейные машинки появились в конце XVIII века, но они копировали метод ручного шитья (игла двигалась горизонтально), строчка получалась в одну нитку и непрочная. Только 12 августа 1851 года американский изобретатель Исаак Зингер получил патент на более совершенное устройство: игла двигалась вертикально, позволяя делать неограниченный по длине и не обязательно прямой шов.
Это облегчило жизнь тем, кто шил для себя и семьи, но усложнило тем, кто шитьем зарабатывал. Тогда, в середине XIX века, доступ к большинству профессий для женщин во всем мире был закрыт, а ремесло портнихи было одним из немногих исключений.
Внедрение машинок понизило расценки на труд, и без того нелегкий и скудно оплачиваемый. Типичная швея гнула спину по 12–14 часов в день, а заработок едва позволял прокормиться. Хорошо получали только очень искусные модистки, умевшие самостоятельно создавать фасоны и сотрудничавшие с крупными «модными магазинами» (лавки, в которых не только продавались шляпки, ленты, чепцы, но и действовали ателье).
В романе Александра Куприна «Яма» (1909) один герой «сумел влюбить в себя молоденькую швейку». Последнее слово сегодня вызывает ассоциацию скорее с бравым солдатом Швейком из повести Ярослава Гашека. Но в старину название «швейка» было обиходным — оно означало портниху («белошвейка» — более узкая специализация, та, кто шьет белье).
Как еще называли мастериц иголки и нитки?
Басонщица — мастерица, изготовляющая позументы (узорчатую тесьму, обычно шитую золотыми и серебряными нитями, которая использовалась для военной формы, мебельной обивки).
Домашняя швея — мастерица, работавшая на дому у клиента. Могла состоять в штате прислуги и жить у заказчика постоянно.
В повести Алексея Толстого «Детство Никиты» (1920), в которой действие происходит в конце XIX века в помещичьем доме, упоминается «домашняя швея, выписанная из села Пестравки». Домашняя портниха в московской усадьбе Льва Толстого была по совместительству горничной, а в семье отца Марины Цветаевой — экономкой. Позднее обозначение перешло на мастерицу, которая просто приходила на дом к заказчику. В повести Юрия Трифонова «Долгое прощание» (1971) одна из героинь была «домашняя портниха, <…> и часто оставалась неделями у вовсе чужих людей».
Кузнечиха — мастерица, прошедшая обучение в модном магазине на Кузнецком мосту. В повести Михаила Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» (1889) помещица запугивает крепостную служанку: «Не посмотрю, что ты кузнечиха (то есть обучавшаяся <…> на Кузнецком мосту) — в вологодскую деревню за самого что ни на есть бедного мужика замуж отдам!»
Кутасница — мастерица по выделке кутасов — плетеных шнуров с бахромой, которые использовали для украшения солдатских киверов (головных уборов).
Штучница — мастерица, выполнявшая на дому заказы от модного магазина и получавшая оплату сдельно, за каждую «штуку», то есть изделие.
Ассамблея народных ремесел. Открытие 9 сентября Новая Басманная, 4, стр.1. Вход свободный! В программе: Мастер-классы, Дефиле от Высшей школы народных искусств, Ярмарка народных ремесел, звезды национальных коллективов
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!