Учитель математики московской гимназии № 1518 Мария Галкина будет проходить квалификационную аттестацию в октябре. Педагог, работающий в одном из рейтинговых образовательных учреждений столицы, уверена в своем профессионализме / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Контрольная работа. Оценка работы школьного учителя будет зависеть от успехов и достижений всех его учеников

Общество
В новом учебном году при аттестации педагогов также будут учитываться их участие в проекте «Московская электронная школа» и качество открытых уроков.

Для того чтобы подтвердить квалификацию, московские педагоги раз в пять лет проходят профессиональную аттестацию. Эксперты Департамента образования определяют соответствие учителя уже имеющейся категории, которую за особые достижения могут повысить, что, естественно, отразится на уровне зарплаты и карьерном росте преподавателя. При этом изменилась процедура проведения аттестации.

— Во-первых, учителям больше не надо прикладывать массу усилий и тратить рабочее время на то, чтобы самим собрать огромное количество документов и отчетов, — комментирует председатель Комиссии по образованию Мосгордумы Антон Молев. — Во-вторых, прохождение аттестации отныне определяется не набором грамот и похвальных писем, имеющихся у педагога, а наличием динамики успехов в учебе всех его учеников за несколько лет.

Раньше процедура подготовки к аттестации вызывала у учителя буквально панический страх — на нее уходило очень много сил. Судите сами: необходимо было не только самостоятельно собрать портфолио, но и отвезти документы в городскую аттестационную комиссию. А потом еще нервничать в ожидании, когда на урок придут эксперты и оценят мастерство его проведения. И только после этого учитель мог получить документ о прохождении (или непрохождении) аттестации.

Поэтому процедуру аттестации и решили упростить.

Теперь в электронном личном кабинете каждого педагога аккумулируется вся информация о его работе: творческие эссе, записи открытых уроков, написанные методические рекомендации по предмету, публикации в журналах и газетах, итоги независимых диагностик учеников, их достижения и результаты выступлений на различных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях.

— Через свой личный кабинет педагог подает заявление на аттестацию и там же выбирает ту квалификационную категорию, которая ему нужна: это либо подтверждение уже имеющейся, либо более высокая, — уточняет директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин. — После этого образовательная организация собирает портфолио на своего учителя и направляет документы в аттестационную комиссию. Рассмотрение заявления и процедура аттестации проходят без участия и личного присутствия преподавателя.

А вот аттестация директоров школ, их заместителей и методистов, наоборот, проходит очно. В составе комиссий — представители департамента, руководители колледжей, директора топовых школ, а также журналисты, занимающиеся проблемами образования.

Поработав экспертами на аттестациях руководителей учебных заведений столицы, мы убедились, насколько непросто дается это испытание. И проводится оно точно не для проформы.

Соискателям приходится отвечать на очень каверзные вопросы: как ведется хозяйственная деятельность, сколько денег удается сэкономить во время контрактных процедур, как развивается бесплатное дополнительное образование, почему поднялся (или снизился) рейтинг школы.

Кстати, далеко не всем руководителям образовательных учреждений столицы удается пройти аккредитацию. А случаев, когда все члены комиссии единогласно голосуют «за», можно пересчитать по пальцам. Так что в объективности и строгости аттестационных комиссий сомневаться не приходится.

Кстати, в педагогических вузах будущих педагогов начали заранее готовить к аттестации. Как рассказала директор института системных проектов Московского городского педагогического университета Светлана Вачкова, в прошлом году в вузе был реализован проект «Сертификат «Московский учитель»: выпускники института подтверждали знания для работы в образовательных организациях города. Для получения сертификата будущие учителя-предметники сначала сдавали Единый государственный экзамен, а учителя начальной школы — диагностику по метапредметному компоненту.

Следующий этап — проведение открытых модельных уроков по выбранной теме. Таким образом, выпускники педагогического вуза демонстрировали то, чему их научили. Последнее испытание для получения сертификата — собеседование с потенциальным работодателем, после которого многие молодые специалисты смогли найти работу в школах.

Такой серьезный подход к подготовке кадрового состава и контролю профессиональной компетенции преподавателей вполне оправдан: учитель, как и врач, на ошибку права не имеет. Надеемся, что в новом учебном году педагоги Москвы будут получать, как и их ученики, исключительно хорошие оценки.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ 

Татьяна Васильева, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы:

— Формально на успешную работу школы аттестация учителей не влияет. Уволить педагога, если он не получил первую или высшую категорию, администрация не может. На зарплате это тоже не очень сказывается. Это, скорее, статусная процедура. Она нужна самому педагогу, чтобы подтвердить квалификацию, уровень знаний. Самое главное, что теперь аттестация не требует от учителей утомительного сбора документов.

Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания:

— Цель аттестации педагогов — подвести итог того, что учитель сделал за пять лет: в каких конкурсах участвовал, какие награды получил, на каких семинарах и мастер-классах выступил, какие публикации подготовил, чего достигли его ученики, как он вел внеурочную работу. В Москве процедура проведения аттестации полностью автоматизирована. И этот опыт столицы постепенно перенимают другие регионы.

Илья Бронштейн, директор столичной школы №1468:

— Очень важно, что столичные учителя избавлены от сбора бумаг для аттестации. Я сам 1,5 года шел к аттестации именно потому, что понимал: придется с бумажками стоять в коридорах управления образования, отвечать на вопросы. У молодого учителя такая ситуация, естественно, вызывала стресс. Сегодня все проводится в автоматическом режиме. И аттестация стала инструментом, способствующим профессиональному росту педагога.

КСТАТИ    

В Московском центре качества образования начался набор слушателей на ежегодный курс профессиональной переподготовки «Менеджмент системы качества образования». Цель курса — формирование у педагогов компетенций в области управления системой качества образования. Слушателями курсов могут стать учителя, заместители директоров школ и другие специалисты. 

ЦИФРА

55 тысяч учителей работают сегодня в учебных заведениях столичной системы образования. Раз в пять лет каждый педагог проходит аттестацию.   

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator