Досточтимый Кунделинг Тацаг Ринпоче (в центре) на церемонии открытия 13-метровой Ступы Просветления на территории строящегося буддийского храма в Отрадном / Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости

Первый шаг к храму Будды. В Отрадном открылась буддийская Ступа Просветления

Общество
Сотни москвичей, иностранные делегации и более двадцати достопочтимых лам – торжественная церемония открытия ступы в парке «Отрада» собрала множество почетных гостей. На долгом пути возведения буддийского центра Тупден Шедублинг был сделан первый важнейший шаг, после которого исчезли последние сомнения: храм будет построен. Почему затянулось строительство и когда верующие смогут прийти в центр, получивший благословение самого Далай-Ламы XIV, выясняла корреспондент «ВМ».

Храм для всехБольшая огороженная стройплощадка, песок и гравий, дорожка из бетонных плит – вокруг ступы скоро начнутся полномасштабные работы по возведению стен основного храмового комплекса. А пока здесь стоят белые шатры, украшенные разноцветными молитвенными флажками, и ряды с угощением и памятными подарками для гостей.

Многие из тех, кто сидит за этим столом, прибыли из разных стран / Фото: Анна Поваго, «Вечерняя Москва»

Пятнадцатиметровая ступа с временным деревянным крыльцом и сияющим шпилем олицетворяет главную цель жизни и практики каждого буддиста – Просветление. За ее стенами скрылись многочисленные буддийские реликвии – тексты, свитки, тибетские иконы-тханки, помещенные в специальные сосуды. Все эти святыни в общей сложности весят около 20 тонн. А сверху, из глубокой ниши, закрытой плотным стеклом, на собравшихся спокойно и сосредоточенно смотрит золотая статуя Будды.

Пятнадцатиметровая ступа с временным деревянным крыльцом и сияющим шпилем олицетворяет главную цель жизни и практики каждого буддиста – Просветление / Фото: Анна Поваго, «Вечерняя Москва»

- Это важный и знаменательный день, ведь мы открываем первую Ступу Просветления в Москве, - обратилась к гостям церемонии глава Московской общины буддистов и Объединения традиционных буддийских общин столицы, заместитель главы Центрального духовного управления буддистов Дулма Шагдарова. – Ради этого мы трудились не один год, и вот теперь давняя мечта сбылась. Создать ступу мечтали не только буддисты, живущие в столице, но и верующие из других регионов. Буддизм в России имеет давнюю историю. Он стал религией у народов Сибири, Поволжья, Алтая. Буддисты украсили известным храмом Северную столицу нашей страны – Санкт-Петербург. И вот теперь пришло время для строительства нашего центра в районе Отрадное рядом с культовыми сооружениями традиционных религий России – православия, ислама и иудаизма.

Вокруг ступы скоро начнутся полномасштабные работы по возведению стен основного храмового комплекса / Фото: Анна Поваго, «Вечерняя Москва»

Создание первого в столице буддийского храма (по-бурятски – дацана, по-калмыцки - хурула) благословил Далай-Лама XIV Тензин Гьяцо, подчеркнувший, что такой центр должен быть открыт для представителей всех буддийских школ и направлений, а также для каждого, кто интересуется философией Учения Будды вне зависимости от  религиозной или национальной принадлежности.

- Возведение буддийского храма в столице России –  важный этап в истории буддизма в нашей стране, - продолжила Дулма Шагдарова. – Инициатором строительства стала Московская община буддистов. При этом нас горячо поддержали власти Москвы. Сегодня мы радуемся тому, что сумели возвести на этом месте Ступу. Следующий этап – строительство вспомогательного, а затем и основного храмовых зданий. Мы будем стремиться к этому. И построим.

Знания из разных концов мира

Идея постройки храма и создания на его базе большого просветительского центра – масштабный проект, который было бы сложно реализовать без поддержки специалистов из ведущих буддийских центров.

- Помимо прочего, здесь будет расположена библиотека, доступ в которую будет открыт всем желающим, стремящимся изучать историю и философскую мысль буддизма, - рассказывает историк, культуролог и верующий буддист Баатр Китинов. – Уже сегодня у нас есть предварительные договоренности с известными буддийскими библиотеками: в Лумбини (Непал), месте, где родился Будда, и в Дхарамсале, где находится резиденция Далай-Ламы, а также с научными центрами в Монголии и Китае. Они предоставят нам учебники, монографии, научные работы, различные источники. Безусловно, будет поддержка и из российских буддийских регионов.

Проект самого здания храма находится в открытом доступе на сайте Московской общины буддистов. По примерным подсчетам на его возведение потребуется три года с начала строительства.

— Нам нужно место, куда мы могли бы прийти, к примеру, на буддийский праздник, либо найти какие-то знания, — продолжает Баатр Китинов. — Сегодня одна из главных наших проблем состоит в том, что жители города просто не знают, кто мы такие и что такое буддизм. Если сказать двумя словами, то буддизм – это работа с сознанием, которое структурирует наш мир, наше мировоззрение. Как говорил Будда, у каждого свой путь к Просветлению, и на этом пути мы, буддисты, высоко оцениваем любую форму жизни и право каждого на счастье.

Многие из тех, кто сидит за этим столом, прибыли из разных стран / Фото: Анна Поваго, «Вечерняя Москва» Под присмотром президентаПоддержку строящемуся храму оказали не только городские, но и федеральные власти. Это сыграло очень важную роль на этапе оформления документов перед началом строительства.

- Я хочу поблагодарить народного артиста СССР, замечательного певца и депутата Госдумы Иосифа Кобзона за неоценимую помощь и поддержку, - говорит Дулма Шагдарова. – К сожалению, сегодня он приехать в Отрадное не смог.

Иосифу Давыдовичу, которому недавно исполнилось 80 лет, пришлось пропустить церемонию по причине болезни. Но, по словам Дулмы Шагдаровой, он сообщил ей очень радостную новость: являясь первым заместителем председателя комитета Госдумы по культуре, Кобзон принес фотографию построенной и готовой к открытию ступы президенту России Владимиру Путину, и тот высоко оценил проделанную работу и искренне пожелал успехов в дальнейшей реализации проекта храмового комплекса в Отрадном.

На самой церемонии свои намерения и дальше поддерживать столичных буддистов в их усилиях подтвердил главный советник Администрации президента России по внутренней политике Александр Терентьев.

- Мы присутствуем при очень важном событии для всей нашей многонациональной родины, - начал Терентьев. – Хотелось бы сказать несколько слов и о людях, благодаря которым этот проект состоялся. И прежде всего речь идет о президенте нашей страны, Владимире Владимировиче Путине, как гаранте права граждан на свободу вероисповедания. Он всегда держал проект под своим контролем и беспокоился, чтобы буддисты в Москве чувствовали себя комфортно, и у них был здесь свой храм. Не раз он говорил об этом в своих выступлениях и давал много поручений. Правительство Москвы в свою очередь выделило прекрасное место под строительство буддийского храма, где мы сегодня и присутствуем. Ступа символизирует мир во всем мире, который сейчас нам нужен как никогда, чтобы у нас оставалась возможность совершать многочисленные благие дела.Надеяться только на себяОказывая юридическую поддержку и всяческое содействие, государство ни частично, ни тем более целиком строительство буддийских, как и иных культовых сооружений не оплачивает. Ступа Просветления в Отрадном была возведена исключительно на пожертвования буддистов и других неравнодушных к Учению Будды людей.

- Я пришел в этот проект еще в 1995 году, - рассказывает архитектор Павел Терешкин, автор проекта. – И вот только сейчас, через 22 года мы, наконец, открываем ступу. Строительство затянулось по многим причинам. Первая из них – наша принципиальная позиция, что изначально строительство должно быть полностью законным. Прекрасно известны случаи, когда приходилось узаконивать уже возведенные культовые сооружения. Это очень проблематичная история, так что лучше было подождать, но оформить все необходимые документы до того, как заложить первый камень.

По словам Павла Григорьевича, процесс строительства затягивается и по причине банальной нехватки средств. Буддистов в Москве относительно мало, и быстро собрать необходимую сумму было просто невозможно.

- Весь проект целиком зависит от наших жертвователей, - признается Терешкин. – Только с их помощью процесс пойдет дальше. Иначе никак. Основной, вспомогательный комплекс – все это требует больших средств, но пока нам хватило их только на ступу, монолитное сооружение, не предполагающее разветвленных коммуникаций. Что будет дальше, посмотрим, но хочется верить, что строительство не замрет на данном этапе.Тысячи учений

Буддизм – одна из самых многогранных религий в мире и она стойко ассоциируется в сознании людей с равновесием и спокойствием. Большая часть буддистов нашей страны — это калмыки, буряты, тувинцы, а также часть народов Алтая.

— В столице сегодня можно найти последователей самых разных направлений буддизма. — говорит Баатр Китинов. — Россия — самая северная страна, в которой он получил распространение. И теперь, когда мир открыт, тут можно встретить последователей монгольского, китайского, японского, вьетнамского буддизма, учения тхеравады (южного буддизма) и прочих буддийских направлений.

Но самым распространенным на территории нашей страны был и остается тибетский буддизм. Вот только и в нем существуют как минимум 4 основные школы с непривычными для русского слуха названиями: ньингма, гелугпа, кагъю и сакья. В сути своей они мало чем отличаются друг от друга. Еще сам Сиддхартха Гаутама, Будда Шакьямуни дал своим последователям 84 тысячи различных вариантов духовной практики, чтобы каждый сумел найти свой собственный путь к нирване. В итоге буддийских школ в мире теперь множество и, как говорят сами буддисты, практически ни одну из них нельзя назвать несоответствующей духу и пути буддистов.

Что же касается тибетских направлений, уже почти четыре столетия существующих на территории России, то отличия их заключаются в тонкостях самой практики и для взгляда постороннего практически не заметны. Классическим примером различий между школами может послужить сравнение образа жизни приверженцев традиции гелугпа и кагъю. Кстати, последняя школа в своем варианте карма кагъю сегодня особенно популярна в западных странах благодаря известному ламе-датчанину Оле Нидалу. При этом если школа гелугпа достаточно строгая и считает монашеский образ жизни эталоном, то адепты карма кагъю позволяют себе расширить рамки монастырской дисциплины и не сдерживать свои естественные проявления, как, к примеру, отношения между мужчиной и женщиной. При этом все явления будничной жизни они стремятся превратить в духовную практику. К тому же, гелугпинцы уверены, что для достижения Просветления обычному человеку необходимо прожить не одну жизнь. Здесь последователи традиции карма кагъю возражают своим единоверцам и заявляют, что человеческое существо может достигнуть освобождения всего за одну свою жизнь.

- На сегодняшний день в Москве и России в целом наиболее распространено учение школы гелугпа, - поясняет Баатр Китинов. – Именно она пришла в нашу страну первой, так что ее придерживается большинство традиционных, можно сказать этнических буддистов. Что же касается людей, получивших воспитание в иной религии и культуре, например, русских, стремящихся к Учению Будды, то им, случается, оказывается ближе традиция карма кагью. Я считаю это нормальным, ведь эта школа сейчас пришла в Россию не совсем обычным путем – с Запада, а не с Востока. Оле Нидал и его жена Ханна изначально говорили на языке и оперировали понятиями, знакомыми для современных людей. При этом я сам придерживаюсь традиционного для своего народа – калмыков – мировоззрения, свойственного традиции гелугпа, в которой, кстати, воспитывались все Далай-Ламы в истории Тибета. При этом стоит помнить, что Далай-Лама олицетворяет собой сегодня не какую-то отдельную буддийскую школу, а весь тибетский буддизм целиком.

На церемонию открытия Ступы Просветления Далай-Лама XIV Тензин Гьяцо попасть не смог: до сих пор Его Святейшество, несмотря на все усилия буддистов, не может въехать на территорию России. Причины кроются в ситуации на мировой политической арене, но верующие не оставляют надежды, что рано или поздно их главный наставник сможет снова посетить Москву. В качестве представителя духовного лидера буддистов в этот раз в столицу прибыл достопочтимый Кунделинг Тацаг Ринпоче XIII, считающийся воплощением наставника ныне здравствующего Далай-Ламы и регента Тибета.

- Ступа Просветления символически обозначает сознание Будды, - обратился к собравшимся Кунделинг Тацаг Ринпоче. – Я искренне верю, что в дальнейшем для людей, которые будут приходить сюда и обходить эту ступу, она послужит напоминанием о том, к чему мы, последователи буддийского Учения, стремимся всю свою жизнь. Я испытываю огромную и искреннюю благодарность всем, кто принимал участие в этом строительстве, в том числе и правительству Москвы за помощь в возведении этой ступы. Мы все должны стараться зародить в себе любовь и сострадание, чтобы жить в мире и гармонии со всеми. Это будет очень полезно для жителей такого большого города, как Москва.

Большая часть буддистов нашей страны — это калмыки, буряты, тувинцы, а также часть народов Алтая / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва» Буддизм в мегаполисеСтроительство храма решило бы целый ряд проблем, с которыми до сих пор сталкиваются последователи буддийского учения в России, в Москве и других регионах, для которых буддизм – не традиция, а до сих пор некая восточная экзотика. И сегодня многие жители мегаполиса склонны с недоверием посматривать в сторону последователей Будды, нет-нет да и называя их сектантами.

- На самом деле с реальными сектами, как они сегодня понимаются в России, под прикрытием буддизма мы сталкиваемся очень редко, - смеется Баатр Китинов. – Конечно же, буддизм – вера традиционная и в своей сути абсолютно миролюбивая. В конце концов, в основе Учения Будды лежит стремление к благу все живых существ. Но до сих пор мы действительно сталкиваемся с некоторыми неудобствами. Это правда. Все дело в том, что и сегодня не так много информации о том, кто вообще такие буддисты. Несмотря на огромное количество литературы о буддизме, которая сегодня представлена на прилавках любого книжного магазина, обращаются к ней нечасто, а других источников знаний не так уж много. Из-за неведения и непонимания люди могут относиться друг к другу враждебно. Иногда мы сталкиваемся с тем, что для кого-то буддист равняется кришнаиту или какому иному последователю индуистских культов. Это тоже известные и уважаемые религии, но мы – все же буддисты, а не индусы. Мы стараемся разъяснять эти вопросы, и нам удается довольно спокойно и мирно решать их. Духовно-просветительский буддийский центр, конечно, стал бы большим подспорьем в этом деле.

К тому же, во время больших религиозных праздников ни один зал, специально арендованный для совместных медитаций или иных отправлений культа, не сравнится с настоящим храмом. Вопрос о его строительстве назрел уже много лет назад. К тому же, в столице подрастает новое поколение последователей Будды, которое очень надеется на осуществление проекта буддийского культового строительства.

- Я учусь у университете. Скоро получу диплом менеджера, - говорит двадцатилетний Очир Окунов. – Я вырос в буддийской семье, так что это учение сопровождает меня всю мою жизнь. Для меня буддизм – не столько религия, сколько философия, набор определенных правил жизни. Самое главное в нашей практике – сохранять ясность разума и спокойствие, особенно в повседневной жизни. Это ведь сложнее всего. Принципы буддизма, если им следовать, ограждают человека от ошибок, от негатива и делают жизнь счастливее.

Пока дату начала строительства основного храма в Московском обществе буддистов не называют, ведь для начала необходимо обеспечить финансирование, а оно все еще под вопросом. Решается сейчас и вопрос о доступе верующих к Ступе Просветления, ведь она расположена прямо на стройплощадке, так что даже ее обход в удобное для людей время нужно оговаривать отдельно. Но ясно одно: по праздникам буддисты столицы всегда смогут прийти сюда, а еще – именно от них зависит, сколько столице России ждать своего собственного буддийского храма.ПРЯМАЯ РЕЧЬВиталий Сучков, руководитель департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы:- Религиозными организациями, жертвователями, меценатами, руководителями регионов, где проживает большое количество буддистов, волонтерами сегодня проделан огромный труд. Сегодня он воплотился в первый серьезный шаг к строительству храма. Это знаковое событие не только для буддийской общины, но и для нашей столицы. Открытие ступы характеризует наш город как мегаполис, в котором созданы комфортные условия для религиозного развития, для конструктивного межконфессионального диалога. Я сегодня должен сказать слова благодарности в адрес Иосифа Давыдовича Кобзона, Владимира Иосифовича Ресина и, конечно, мы восторгаемся самоотверженностью, мужеством, трудолюбием, активностью Дулмы Шагдаровны Шагдаровой. Я уверен, что планы строительства буддийского храма в столице в ближайшие годы будут успешно реализованы.

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator