Кинопродюсеры наградят прозаиков
Из 19 романов, включенных в сентябре в длинный список, жюри выбрало шесть.
— Короткий список отражает полноту и разнообразие сегодняшней прозы, — считает прозаик Петр Алешковский, председатель жюри «Русского Букера», лауреат премии прошлого года и финалист 2006 года. — Финалисты работают в разных романных жанрах.
Это авторы, как начинающие, так и уже утвердившиеся в нашей литературе.
Жанры и темы романов-финалистов действительно разнообразные. Но бросается в глаза тенденция: большая часть посвящена прошлому. «Тайный год» Михаила Гиголашвили рассказывает о событиях 1575 го да, когда Иван Грозный на время передал престол татарскому князю Симеону Бекбулатовичу. «Заххок» Владимира Медведева — триллер о гражданской войне в Таджикистане начала 1990-х годов, «Свидание с Квазимодо» Александра Мелихова — роман о криминальном психологе и о преступниках«бытовиках», с которыми он работает (действие происходит в Ленинграде в позднесоветские годы). «Номах. Искры большого пожара» Игоря Малышева — беллетризованная биография Нестора Махно.
«Голомяное пламя» Дмитрия Новикова — роман о Русском Севере, насыщенный колоритной поморской лексикой (его броское название означает радугу, отразившуюся на поверхности Белого моря). Действие в нем постоянно переносится из 1975 года в 1913-й, оттуда — в 1943-й, потом — в 2003-й.
«Убить Бобрыкина» Александры Николаенко — фактически длинное стихотворение в прозе об одиноком мужчине, живущем с матерью (критики сравнивают его с произведениями Даниила Хармса и Венедикта Ерофеева).
Лауреат получит полтора миллиона рублей, остальные пять финалистов — по 150 тысяч.
Имена победителей назовут 5 декабря на торжественном обеде в московской гостинице «Золотое кольцо». В тот же день объявят и победителей конкурса «Студенческий Букер» — это премия для молодых критиков, написавших эссе об одном из романов длинного списка.
Этот сезон для «Русского Букера» уже 26-й. В этом году у премии новый попечитель — одна из крупнейших российских кинокомпаний.
— Не считаю фигурой речи мнение, что без настоящей русской литературы не будет у нас страны, — считает генеральный продюсер компании, член-корреспондент РАН Глеб Фетисов. — А основу ее создает пространство отечественного романа, потому что вмещает всю российскую жизнь, осмысляет и одушевляет ее. Надеюсь, что в этих текстах отыщется содержание ответов на такие главные российские вопросы, как поиск прорывных национальных идей, героя нашего времени, языка новых коммуникаций в обществе. И рассчитываю, что среди них наша кинокомпания найдет литературную первооснову для большого российского кино.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!