1939 год. Расцвет Государственного духового оркестра Союза ССР пришелся на 1937–1939 годы, когда им руководил его создатель Владислав Блажевич

Оркестр нашей памяти

Общество
Потерянный след музыкантов Государственного духового оркестра Союза ССР, ушедших на войну в 1941 году и пропавших под Вязьмой, продолжает искать «Вечерка».

Шесть лет назад обнаружился ранее неизвестный исторический факт: первый Государственный духовой оркестр Союза ССР всем составом в июле 1941 года записался в 6-ю дивизию народного ополчения Дзержинского района города Москвы и ушел защищать рубежи столицы. Через два-три месяца музыканты оркестра без вести пропали в мясорубке вяземского котла. Вместе с ними бесследно исчезла память о самом оркестре. После гибели артистов ГосДуха в нашей стране тридцать лет не было главного духового оркестра.

Возвращение героев

«Вечерка» в 2011 году, в юбилей обороны Москвы, объявила акцию «Поиск». Чем больше мы узнавали об артистах и создателе оркестра — советском композиторе, профессоре Московской консерватории, «отце» русской духовой школы Владиславе Блажевиче, тем очевидней становилось — мы лишились уникального культурного явления. Выяснили, что и сам Блажевич недооценен и полузабыт в нашей стране, которой самоотверженно служил своим искусством. Таким образом нам удалось не только рассказать о подвиге музыкантов, но и вписать Государственный духовой оркестр Союза ССР в культурную летопись нашей страны.

Очень важным стало привлечение внимания федеральных структур и широкой общественности к проблеме захоронений военнопленных в центре Вязьмы, на месте немецкого пересыльного лагеря «Дулаг-184», который действовал с осени 1941 года до освобождения Вязьмы в марте 1943 года. Трубачи ГосДуха, разделившие судьбу защитников Москвы, побывали и в этом лагере. Когда мы, в поисках сведений об артистах, обратились к теме главного пересыльного вяземского лагеря, выяснилось, что места массовых захоронений военнопленных более трех десятков лет игнорируются местными чиновниками. Память о лагере смерти была отмечена скромным обелиском, окруженным сараями и курятниками, и уродливым гигантским забором мясокомбината. В другом месте захоронений — у одного из лазаретов «Дулаг-184» — был выведен канализационный сток из близ стоящих коттеджей, здесь же жители сушили белье и выгуливали собак.

Сегодня на месте бывшего лагеря установлен мемориал, который отражает масштабы происшедшей здесь трагедии.

Конец 1930-х годов. Государственный духовой оркестр Союза ССР и главный дирижер Владислав Блажевич (стоит в центре)

Военный детектив

Подводя первые итоги, можно с уверенностью сказать, что память об удивительном оркестре, в общем и целом, «широкими мазками», возвращена. Но всех подробностей мы по-прежнему не знаем. Нам неизвестно 80 процентов имен музыкантов, запечатленных на ставшем теперь знаменитым концертном снимке то ли 1937-м, то ли 1939 года, где коллектив представлен в полном составе, во главе со своим создателем — Владиславом Блажевичем. Доподлинно неизвестно, каким количеством и составом артисты ушли в июле 1941 года в ополчение.

Молчат поисковые отряды, родственники артистов и музыканты больше не узнают новых лиц на снимке и фамилий в опубликованных списках. Но мы не опускаем руки. За эти годы появились новые сведения и документы, проливающиесвет на контекст некоторых событий. Они дают целый спектр «расходящихся тропок» в расследовании для поиска артистов-героев.

Мы по-прежнему ищем артистов ГосДуха, неважно, ушли они из коллектива до начала войны или вместе с оркестром записались в ополчение. Для музыковедческой части расследования особое значение имеет состав оркестра 1937–1939 годов, лично отобранный Блажевичем. Для расследования в целом значение имеет состав любого периода жизни коллектива. Мы ищем следы музыкантов в Вязьме, Смоленской области и пересыльных лагерях. В общих чертах известны судьбы менее десятка музыкантов, о ком-то мы уже рассказывали, о других — еще расскажем. Например, о вернувшихся из немецкого плена трубачах Фоме Воеводине и Григории Гусеве, чья профессиональная жизнь после войны сложилась трагически. Мы теперь точно знаем, что представлял собой «Дулаг-184» и как в него попадали, одна из узниц лагеря засвидетельствовала, что там находились трубачи.

Тубист Дмитрий Ромашков. Фото 1930-х годов / Фото: Из личного архива сына Дмитрия Ромашкова

Мы снова вернемся к теме «Дулаг-184», ведь даже внушительный мемориал не изменил непочтения к захоронениям военнопленных. В деле появился документ, который проливает свет на обстоятельства ухода оркестра в ополчение — как получилось, что оркестр оказался расформирован уже на фронте. Как одно предательство имело роковые последствия не только для артистов, которые в результате погибли, но и принесло невосполнимый урон культуре страны, так как стало причиной забвения ГосДуха.

Вновь обращаемся к родственникам музыкантов, поисковикам, сотрудникам военных и госархивов, музыковедам, историкам, краеведам, жителям мест, где стояли музыканты — если вам что-то известно о них, сообщите. Связаться с автором расследования можно по электронной почте epyatunina@mail.ru или позвонив в «Вечерку».

Конец 1930-х годов. Государственный духовой оркестр Союза ССР и главный дирижер Владислав Блажевич (стоит в центре)

СПРАВКА

«Поиск» можно прочитать в выпусках еженедельника «Вечерняя Москва»: от 27.10-2.11.2011, 3.11- 9.11.2011, 10.11-17.11.2011, 19.04-26.04.2012 и 26.04-03.05.2012, "ВМ" 18-25.10.2012, 25.10-1.11.2012.

ПО ТЕМЕ

Трубачи. Пропавший оркестр

Коллектив, созданный в 1937 году известным общественным деятелем того времени, композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Блажевичем, просуществовал всего четыре года и стерт из памяти страны. Ушедшие в 1941 году на фронт в составе 6-й дивизии народного ополчения защищать рубежи столицы музыканты были перемолоты в мясорубке «Вяземского котла» (далее...).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Прощальная мелодия для флейты звучала в память о погибших трубачах

Накануне Дня Победы 2012 года 26 молодых преподавателей школы имени Владислава Блажевича выступили в Вязьме с концертом в память о защитниках столицы. Так музыканты поддержали нашу акцию по поиску пропавшего на полях войны Государственного духового оркестра Союза ССР (далее...).

Захоронения жертв «ДУЛАГ-184» сделают мемориальной зоной

Памятник появится на месте массовых захоронений советских военнопленных, погибших в немецком пересыльном лагере «Дулаг-184». История лагеря, куда попали тысячи военнопленных, а также 5 армейских госпиталей, 37 медсанбатов и около 100 мелких медпунктов, переплетается с судьбой первого Государственного духового оркестра Союза ССР. Три года назад «Вечерняя Москва» объявила акцию по поиску пропавшего на полях сражений оркестра (далее...).

В Вязьме состоялось открытие мемориала погибшим военнопленным лагеря «Дулаг-184»

Три года назад «Вечерняя Москва» начала акцию по поиску пропавшего на полях сражения первого Государственного духового оркестра Союза ССР. Расследование привело в город Вязьма – к печально известному лагерю «Дулаг-184», где захоронено около 80 тысяч военнопленных (далее...).

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator