Благодатный огонь: чудо или мистификация
Давая комментарий по поводу схождения Благодатного огня, Самуил Агоян заявил, что трижды присутствовал в Кувуклии храма Гроба Господня и видел, как патриархи зажигают свечи от масляной лампады. "Бог творит чудеса. Но не на потеху людям!" - заявил Агоян, чем вызвал гневную реакцию в том числе представителя коптской христианской церкви, который призвал прекратить съемку и "фиксацию богохульных речей", так как "Агоян лжет, а огонь сходит с неба милостью божьей". Агоян же в ответ на обвинения во лжи заявил, что представители коптской церкви при "так называемом чуде схождения огня с небес не присутствуют и знать наверняка не могут".
Можно предположить, что скандал быстро не утихнет, ибо под подозрением в фальсификации оказалось главное чудо христианского мира. Впрочем, это уже случалось, и не раз, однако на данный момент чудо признается большинством необъяснимым, и подавляющим большинством верующих воспринимается как данность. Что же стоит за этим?
На Пасху все христиане мира с трепетом ожидают чуда схождения Благодатного огня, поскольку считается, что если однажды он не сойдет, это будет ужасным предзнаменованием для человечества. А точнее - по сути предречет его конец. Сходит огонь по молитве православного патриарха. Происходит это в Кувуклии - внутренней часовне иерусалимского храма Гроба Господня в праздник Воскресения Христова.
Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня относятся еще к IV веку нашей эры. Что любопытно, в рукописях (Григория Нисского, Сильвии Аквитанской и др.) описываются факты и более раннего схождения огня. Григорий Нисский, например, писал, что сияние и озарение светом Гроба Господня наблюдал еще апостол Петр. Причем подобные свидетельства оставляли и католики, и даже мусульмане. Чаще всего констатировалось возжжение огня в лампадах вокруг Гроба.
Кувуклия - сооружение не масштабное, это часовня около 8 метров в длину и 6 метров в ширину. Она располагается под сводами Храма Гроба Господня, который сегодня представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду над Кувуклией, подземный Храм Обретения Животворящего креста, храм Святой Елены и несколько приделов. К слову, посмотреть на аналог вы можете в подмосковной Истре, в Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре, где недавно была проведена масштабная реставрация.
Но вернемся к Храму в Иерусалиме. На его территории расположены несколько монастырей, причем различные части Храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям: тут есть церковь францисканцев, алтарь на западной части Кувуклии принадлежит Эфиопской (коптской) церкви, придел "Три Марии" - Армянской апостольской церкви и т.д. Главные святыни и общее руководство службами принадлежат Иерусалимской православной церкви.
По традиции литания - так называется эта церемония правильно - Святого Огня начинается примерно за сутки до начала православной Пасхи. В Храме собираются все, кто хочет присутствовать при чуде, причем среди собравшихся есть и православные, и католики, и мусульмане, и атеисты. Весь огонь - все возможные его источники - гасятся, иногда проводился даже "досмотр" патриарха - при входе в Кувуклию он не может иметь с собой ничего, что могло бы высечь искру или возжечь огонь. На середине Гроба ставится масляная лампада без огня, и после окончательного осмотра Кувуклия опечатывается ключником (мусульманином).
Утром Великой субботы, предшествуя патриарху, выходит греческое духовенство, а затем входит патриарх. В Храме присутствует и полиция - ей приходится сдерживать толпу паломников. Священники минуют Камень миропомазания, идут по направлению к помосту, соединяющему Кувуклию и собор, а затем исчезают в большом алтаре собора. Спустя непродолжительное время в храм входит, а точнее даже вбегает арабская молодежь, скандируя "Нет веры, кроме веры православной!" Радость по поводу предстоящего чуда выражается бурно, что иногда кажется непривычным. Копты бьют и в барабаны, что также удивляет многих. Однако радость по поводу предстоящего события все выражают по-разному, это вовсе не возбраняется. Был случай, когда коптов не пустили в храм, и огонь не сходил до тех пор, пока им не разрешили пройти внутрь.
Затем патриарх начинает молиться. Иногда огонь сходит довольно быстро, иногда этого ждут часами, таким образом чудо может произойти как через пять минут после начала молитвы патриарха, так и спустя два часа.
Тысячи людей подтверждают: перед схождение огня храм озаряют вспышки огня, похожие на молнии. Это не раз фиксировали на кинопленку, и при замедленном ее воспроизведении видно, что искорки появляются в разных местах - от иконы над Кувуклией и купола, до простенков, сводов и стен. Бывают случаи ярчайшего сияния и сияния трепетного, несколько раз возле Кувуклии возникал светящийся столб, зафиксированы и случаи самовозгорания свечей.
Возжжение огня происходит от искорок, которые патриарх собирает ваткой (хлопком), зажигая затем свечи или лампаду. Удивительно и то, что с небольшой разницей, но в целом свидетельства всех наблюдающих за Сошествием Огня абсолютно идентичны.
Ни одному человеку на данный момент не удалось как-либо объяснить это чудо, хотя оно и становилось объектом прицельной критики не один раз. Но наука пока бессильна - нет никаких доказательств мистификации действа. Давайте посмотрим, как отвечает духовенство на большинство "острых вопросов", возникающих у сомневающихся по этому поводу.
1. Чаще всего попытка уличить духовенство в фальсификации начинается с подозрения в том, что вспышки на стенах храма "производятся" с помощью зеркал и иного светового оборудования.
Однако на кинозаписях, сделанных совершенно обычными людьми, видно, что вспышки возникают в разных местах, иногда - на уровне окон купола, то есть на большой высоте, при этом вокруг храма не летают вертолеты и нет никакого оборудования внутри. Событие происходит при неусыпном внимании охраны, тщательно следящей за тем, чтобы в храм не попадали никакие приспособления для розжига огня. Во времена оные за подобное могли лишить жизни! Кроме того, за века, что происходит пасхальное чудо, не раз наблюдались случаи самовозгорания свечей.
2. Некоторые утверждают, что храм специально наполняется эфиром.
Трудно объяснить, если это так, отчего в данном случае эфир горит не обычным пламенем. Более того - не надо быть химиком, чтобы знать, как трудно удержать эфир в нужной концентрации, а тем более - наполнить им такое помещение. Если же это так, трудно объяснить, отчего он не взрывается, а возгорание случается лишь "локально", на свечах и лампадах.
3. Выдвигались подозрения в существовании некоего специального химического состава, способного создавать необжигающее пламя.
Известно, что первое время Благодатный огонь не обжигает лица и рук. Но свечи у паломников бывают куплены в разных местах, они разного размера, качества, тем не менее, эффект от их горения всегда одинаков - огнем можно умыться, и ничего не произойдет. Наука не способна воссоздать и химическую формулу этого неведомого вещества. Более того: можно объяснить отсутствие ожогов у верующих, но зафиксировано множество свидетельств неверующих людей и даже рьяных атеистов, которые подтверждают: огонь не обжигает, от него не загораются волосы ни на голове, ни на бородах.
4. Говорят также, что день Пасхи был выбран неслучайно - это связано с неким природным явлением, накоплением электричества и т.д.
Смелое утверждение - если учесть, что Пасха выпадает на разные дни. Из года в год на Пасху меняются положения планет и даже фаза Луны, так что невозможно углядеть какую-либо связь сошествия Благодатного огня и астрономических или природных катаклизмов.
5. Речь идет о массовом заговоре патриархов.
Как ни крути, но патриархи - тоже люди. Крайне трудно себе представить, чтобы такое количество патриархов, которые принимали участие во встрече Благодатного огня, так дружно участвовали бы в массовой лжи.
Нужны ли тут еще комментарии, и не проще ли признать, что есть на свете вещи, которые мы просто неспособны объяснить, - решать вам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Священник заявил, что раскрыл тайну схождения Благодатного огня