Трехкомнатная квартира в центре города Мичуринска Тамбовской области стоит два миллиона рублей. За эти деньги не купишь и коммуналку в центре столицы / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

Квартирный вопрос избаловал москвичей

Общество
История с художником Александром Боровым потрясла горожан. Накануне, 24 мая, он захватил в заложники семью в доме на улице Молостовых. Один из них был ранен и впоследствии умер. Многие из его соседей не были близко знакомы с Боровым, не общались с ним. Именно поэтому, скорее всего, никто из тех, кто физически находился рядом, не мог ему помочь: просто не знал о проблеме.

- Это беда нашего времени, - считает председатель Общественного пункта охраны и ветеран МВД Вячеслав Плотников. - По статистике, большинство горожан не знает, кто с ними живет по соседству.

Но трагедия разыгралась, судя по предварительной информации, по другой причине. Как сказал один из героев романа Михаила Булгакова: «Люди как люди. <...> квартирный вопрос только испортил их».

Цены на жилье в столице зашкаливают. Для сравнения: трехкомнатная квартира в центре города Мичуринска Тамбовской области (всего лишь 400 километров от столицы) стоит два миллиона рублей. За эти деньги не купишь и коммуналку в центре Москвы. Поэтому «черные риелторы» стараются прибрать к рукам бесхозное жилье одиноких людей.

Как правило, мошенники ищут пожилых людей, не имеющих родственников: присматриваются. В лучшем случае старикам предлагают небольшие деньги, переселяют в глубинку в «сараи» (например, в селе Лежайка Мичуринского района деревянный дом стоит 20-30 тысяч рублей по одной простой причине - в селе нет практически никаких коммуникаций, кроме света: ни дорог, ни газа, ничего). И коренные москвичи, переселившись в такие условия после столицы, просто угасают в считанные дни.

В столице была вспышка мошенничеств, когда завладевали квартирами людей после их смерти.

- На практике по этой схеме работали несколько человек, - рассказывает бывший следователь, подполковник юстиции в отставке Вадим Пиядин. - Мошенники «проворачивали» квартирный вопрос в считанные дни. Участковый у знакомого нотариуса задним числом подделывал завещание от имени умершего в пользу подставного лица, который вне очереди вступал в наследство через судью. Потом квартира продавалась, а деньги делились между сообщниками. В середине 2000-х годов в Москве были громкие случаи, когда арестовали нескольких судей, которые «попались» именно на оформлении квартир умерших лиц. Я тоже тогда работал следователем, и, придя на допрос в изолятор №6, расположенный на улице Перерва, узнал от заключенных, что вся тюрьма не спала ночью, когда привозили судей после ареста: арестанты скандировали против мошенников - мол, не хотим сидеть вместе с судьями-ворами, которые же нас и арестовывали.

И третий, самый распространенный вариант мошенничеств - дележ квартиры между родственниками. Например, в одной квартире не могут ужиться вроде бы близкие люди: брат с сестрой или сын с родителями.

- Старшему поколению не хочется размениваться, так как они получали жилье, привыкли к одному месту, - рассказывает риелтор Александр Бочаров. - Но молодому поколению хочется жить отдельно. И когда они понимают, что «предки» не пойдут на уступки, то продают свою долю в квартире чужим людям и, при возможности, гостям из ближнего зарубежья или Кавказа, чтобы устроить «веселую жизнь» родственникам.

Те, со слов риелтора, пытаются обращаться в полицию. Но получают нулевой результат: эти правонарушения практически не доказываются. И лишь по одной причине: все конфликты происходят в квартире без свидетелей. А при получении показаний: одна сторона говорит одно, противоположная сторона - совершенно другое. Поэтому полиция и выносит постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, объясняя заявителям, что это гражданско-правовые отношения. Обращайтесь мол в суд. Поэтому для того, чтобы уберечься от «черных риелторов», существует два основных совета.

- Для одиноких людей - это в первую очередь - не хранить документы на квартиру дома, а лучше снимать банковскую ячейку и хранить документы там, чтобы незнакомые люди не смогли воспользоваться документами для переоформления недвижимости, - рассказывает бывший участковый, майор милиции в отставке и юрист Василий Крячко.

С его слов, лучше оформлять пожизненную ренту через официальные организации, которые выплачивают единовременную сумму и берут обязательства по похоронам.

- Я оформил такой договор несколько лет назад, - рассказывает 84-летний Алексей Пель-Дмитриев. – Кроме этого я получаю и ежемесячную прибавку к пенсии.

Во втором случае, когда не могут разъехаться семьи, приходится сложнее: срабатывает человеческий фактор.

- Но людям надо уметь договариваться, - объясняет психолог Андрей Новиков. - При каждом жилищном конфликте надо приходить к консенсусу: возможно прийти к участковому и посоветоваться, или в риелтерскую контору с хорошей репутацией, которая подберет подходящие варианты для обмена квартиры. По моему мнению, лучше разъехаться в свои квартиры - пусть в отдаленные районы, чем жить в невыносимых условиях в коммуналке (в том случае, если ваш родственник продаст долю).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Захвативший заложников на востоке Москвы мужчина задержан

Следствие возбудило дело по факту захвата заложников на востоке Москве

Соседка Александра Борового: У него очень плохие отношения с сыном

amp-next-page separator