Венецианская архитектурная биеннале / Фото: Василиса Чернявская, «Вечерняя Москва»

Железные дороги стали главным объектом в российском павильоне на Венецианской биеннале

Общество
26 мая открылась XVI Венецианская архитектурная биеннале.

В первый день проведения масштабной выставки эксперты уже раздали награды лучшим мировым зодчим, определив среди победителей команду швейцарцев, представивших стандарты их жилья с потолком в 2,4 метра. Проект получил соответствующее название — «Svizzera 240 House Tour», а желающих посетить экспозицию даже пришлось выстраивать в очередь и просить подождать у красной ленточки своего череда заходить. 

Кого-то впечатлил еще один победитель Венецианской биеннале — в прямом смысле пустой павильон британцев. Все, что можно увидеть — пустую платформу, предназначенную для встреч и лекций. Англичане строго последовали идее Венецианской биеннале — говорить о свободном пространстве, освободив все для важного — для дискуссий. 

Венецианская архитектурная биеннале / Фото: Василиса Чернявская, «Вечерняя Москва»

Российской экспозиции льва — официальную награду мероприятия — не вручили, зато в павильоне посетители пытались разгадать тайну более чем вековой истории страны. Корреспондент «ВМ» оказалась среди них.

«Эх, дороги», никакой пыли и тумана, хотя последнее было бы как раз уместным в российском павильоне. В этом году Санкт-Петербург перенял эстафету от Москвы и стал организатором отечественной экспозиции. Как шутили некоторые гости: не хватает морозящего дождя. Шутки шутками, но получилось вполне атмосферно. Приглушенный свет, стук колес, окно поезда: показать большую великую страну через историю создания железных дорог — ход интересный и необычный. 

Кто из иностранцев разгадает, почему портрет Николая II вдруг оказался в камере хранения, устланной войлоком? Вряд ли догадаются и о том, что же рядом с царем делает Александр Солженицын. Подсказку к черным полупрофилям известных деятелей дадут стальные реки России. По железным дорогам через всю страну проезжал Солженицын, Ленин и Троцкий с поездами стали символами переустройства всей страны, а Дэвид Боуи, побывавший в купе поезда в 1973 году, уже тогда дал иностранцам повод выбрать путешествие по необъятной и загадочной России не по воздуху, а по земле. 

Венецианская архитектурная биеннале / Фото: Василиса Чернявская, «Вечерняя Москва»

Название павильона — «Станция «Россия» как нельзя лучше характеризует вековое развитие мощного государства. Здесь везут свою историю в чемоданах, хранят в номерных ящичках за пухлой дверью и собирают по крупицам в видеоряд из окна вагона. 

Как рассказал комиссар павильона, ректор института имени Репина Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский, русские железные дороги — среди самых интригующих тем биеннале. 

— Образ железных дорог везде: кино, литература, вспомните "Анну Каренину», "Доктора Живаго». А многие иностранцы хотят проехать по Транссибу. Это одно из самых сильных переживаний, о которых мечтают люди, — отметил он. — Камеры хранения — это очень личный вопрос. Там люди оставляют свои вещи, сложенные в сумки, чемоданы, пакеты. Но наша камера хранения воспринимается как крипта памяти.

В павильоне как раз показывают фильм Даниила Зинченко "Семь дней в семи минутах», который отправился из Москвы во Владивосток, на встречу с дедом, которого никогда не видел. 

— Это еще одна особенность России: близкие люди могут жить в разных концах страны и, чтобы встретиться, им надо проделать долгий путь, — пояснил Михайловский.

Поля, деревни, мерное движение поезда, полустанки и большие станции — мир представляется посетителям выставки из вагонного окна.

— Мы взяли тему железных дорог, это становой хребет страны, кровеносная система. Наша задача – преодолевать эти пространства, чем мы и занимаемся всю свою историю, ‒ добавил Семен Михайловский.

— Макеты представляют собой художественные произведения. Они смоделированы так, чтобы посетителям было интересно представить это полноценную картину, ‒ отметил президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, чей портрет украшает одну из стен павильона.

Вокруг рельсов строится жизнь: от Белорусского, Киевского или Курского вокзала Москвы можно поехать в любой уголок столицы. Москва в павильоне выделяется на фоне региональных центров, а архитекторы предлагают свои идеи, как обустроить пустые пространства железнодорожных узлов. Хотя ответ у московских властей уже есть: в мегаполисе будут созданы столичные центральные диаметры, которые вдохнут жизнь в вокзалы, сделают удобными перемещения горожан и жителей области.

Венецианская архитектурная биеннале / Фото: Василиса Чернявская, «Вечерняя Москва»

— Рельсовый транспорт очень важен для России в целом и Москвы в частности, - говорит пресс-секретарь «Мосметростроя» Нана Король. — Строительство метро в Москве идет одними из самых быстрых темпов, усилиями строителей возводятся самые глубокие станции на Большом кольце — «Шереметьевская» и «Нижняя Масловка». Глубина их заложения — 74 и 64 метра соответственно. 

Москва по вводу таких путей сообщения — среди мировых лидеров. Российская столица уверенно наступает на пятки китайским гигантам — Шанхаю и Пекину. Кстати, азиатские экспозиции на биеннале достаточно скромны — фотообои рассказывают об уплотнении городской застройки. 

Помимо этого, во время биеннале проводится параллельная программа выставок отдельных художников. В этом году их идеи касаются преимущественно внутреннего устройства квартир, садов и парков. Макеты выполнены из бумаги, дерева, есть и из угля. На входе предупреждают: «Пожалуйста, ничего не трогайте». Смотрите и впечатляйтесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Больше 70 экскурсий проведут для иностранцев в столичном метро

Именем архитектора Осипа Бове назовут площадь

amp-next-page separator