Получается, что практическая стрельба может быть работой, но не игрой за приз. На фото чемпионы мира Павел Торгашов и Марина Загуляева / Фото: Павел Воробьев, «Вечерняя Москва»

Эталонные люди страны

Общество
На выходных в столице стартует Чемпионат Москвы по практической стрельбе, который является этапом подготовки к Чемпионату мира. Корреспондент «Вечерней Москвы» узнал у отечественных стрелков, каково выступать с боевым оружием, и как обеспечить максимальную безопасность опасного спорта.

Какой мальчишка (да и взрослый тоже) откажется от возможности пострелять из боевого оружия? До недавнего времени сделать это можно было только при службе в армии или силовых ведомствах, или заработав в течение нескольких лет стаж охотника, позволяющий купить нарезное оружие. Но ситуация изменилась с появлением у нас практической стрельбы как вида спорта, - любой желающий, без всякого стажа, теперь может не просто стрелять в свое удовольствие из пистолетов и револьверов, карабинов и ружей, но и зарабатывать с помощью этого деньги. А для тех, кому важны не деньги, а слава и признание, открыта дорога на международные соревнования, где можно померяться в меткости с лучшими стрелками мира. Путь к этому начинается в стрелковой галерее обычного тира, например, - у метро «Ботанический сад».В тире меня встречают бетонные стены, потолок с яркими лампами, фанерные щиты мишеней, насыпь пулеуловителя в 25 метрах, стол с десятком моделей «короткоствола» и карабином «Сайга», внешне неотличимым от легендарного автомата Калашникова. Мои собеседники – чемпионы мира Павел Торгашов и Марина Загуляева и вице-президент Федерации практической стрельбы России Станислав Вайнштейн, - предлагают выбрать оружие «на пострелять». Среди «Глоков» и «Чезетов» отыскиваю легендарный «Кольт 1911», беру в руки и наслаждаюсь ощущением тяжести реального «ствола». Да, это не «мелкашка» из пионерских тиров и не стандартный ПМ ведомственных стрельбищ, - в «Кольте» чувствуется мощь большого калибра. Спрашиваю разрешения пострелять из него, ребята отвечают «сейчас подготовим». Пока несут патроны, пытаюсь разобраться, как стрельба из боевого оружия стала спортом для всех желающих.

Марина Загуляева с пистолетом «открытого» класса. На пистолете доработаны УСМ и затворная группа, добавлен дульный компенсатор, коллиматорный прицел и насадка на рукоять для удобства перезарядки / Фото: Павел Воробьев, «Вечерняя Москва» -Ну, не совсем для всех, ведь спорт довольно дорогой, - рассказывает Станислав Вайнштейн. - Например, один патрон для тренировок в тире в среднем стоит 50 рублей. Для членов Федерации мы делаем скидку, патрон идет в два раза дешевле, но это все равно деньги. Серьезные спортсмены отстреливают за тренировку по 300-500 выстрелов, плюс надо оплачивать услуги инструкторов, а если есть цель выступать на соревнованиях, - то и покупать для себя специальное снаряжение. При этом спорт у нас довольно демократичен, им занимаются и банковские служащие с депутатами, и студенты с водителями-дальнобойщиками. В принципе, найти полторы тысячи рублей на тренировку раз в неделю вполне может и студент, но если есть серьезные цели, то надо быть готовым выкладывать за тренировку от пяти тысяч и более. А насчет опасности при работе с боевыми патронами, так тут все просто – мы учим не стрельбе как таковой, а культуре обращения с оружием. Это главное. Правила безопасности у нас на первом месте, и мы их постоянно повторяем на каждой тренировке. Доводим принципы безопасности до автоматизма.

Истинность слов Станислава проверяю тут же: принесли патроны для пистолетов и мне предложили выйти на огневой рубеж. Станислав, Марина и Павел буквально в унисон проговаривают мне правила техники безопасности – всегда относиться к оружию как к заряженному, направлять его только в сторону мишеней, и никогда не стрелять, если ясно не видишь цели. Обязательны наушники и защитные очки. После стрельбы и отсоединения магазина обязательно проверяем патронник на отсутствие патрона, делаем контрольный спуск в сторону мишеней и кладем разряженное оружие. И только после этого поворачиваемся к людям. Все это мне давно знакомо, опыт стрельбы у меня есть, но слушаю внимательно и выполняю все беспрекословно: повторение - залог того, что правила безопасности будут выполняться автоматически в любом случае.Проверяю в деле «Кольт». Сбылась давнишняя мечта, пострелять из этого пистолета я хотел уже давно, но случай представился только теперь. «Машинка» действительно мощная – компенсируешь отдачу корпусом и кистью, но ствол все равно немного подбрасывает при выстреле. Чтобы попадать из «Кольта» в цель в быстром темпе (как требуется на соревнованиях), нужны сноровка и тренировки. Много тренировок. Мои собеседники тут же поясняют, что я стрелял из пистолета «классического» класса, в котором используется оружие с большой историей.

А вообще пистолеты на соревнованиях делятся на три основных класса. В первом «ствол» используется в том виде, в котором доставлен с завода. Такие еще называют «из коробки». В спортивной классификации они относятся к разделу «production», и в нем запрещено делать тюнинг заводского оружия. Есть еще класс «стандарт», в котором разрешены некоторые изменения для удобства стрелка: можно менять ударно-спусковой механизм, прицельные приспособления, ставить дополнительные накладки на рукоять для удобства перезаряжания магазинов и использовать магазины повышенной емкости. Но при этом пистолет со всеми приспособлениями должен умещаться в коробку определенного размера.

Процесс перезарядки в движении. Большинство упражнений в практической стрельбе требуют этого навыка / Фото: Павел Воробьев, «Вечерняя Москва»

Наконец, есть класс, позволяющий стрелку полный полет фантазии по части тюнинга оружия: «open» («открытый»). В нем разрешено использовать оружие с любыми усовершенствованиями, что делает этот класс самым дорогим для спортсменов и самым зрелищным. Его еще считают элитным, поскольку стоимость пистолета в этом классе может доходить до 20 тысяч долларов. И это не считая дополнительных приспособлений, каждое из которых добавляет еще по одной-двум тысячам к цене оружия. В связи с этим задаю ребятам меркантильный вопрос: можно ли зарабатывать на практической стрельбе? Грозят ли стрелкам гонорары и слава теннисистов или гольфистов? Собеседники разочаровывают – с гонорарами все сложно. Как таковой, широкой практики выплат призовых сумм в практической стрельбе нет. На некоторых соревнованиях организаторы или сочувствующие спонсоры могут выделять призы победителям (в среднем от одной до пяти тысяч евро в зависимости от призового места), однако расходная часть при подготовке спортсменов и обеспечении их поездок многократно превышает такие призы. Практическая стрельба – дело затратное. Тем не менее, хорошо подготовленные стрелки вполне могут зарабатывать этим спортом себе на жизнь.

-Основные деньги, которые зарабатывают люди в нашем виде спорта – это доход от тренировок. Стрелков много: по стране уже около 50 тысяч, в Федерации около 8 тысяч членов, из них тысячи две постоянно тренируются для выступлений. Естественно, что хорошо показавшие себя стрелки начинают вести тренировки, занимаясь этаким «репетиторством», – объясняет Станислав.

Корреспондент «ВМ» тренируется в стрельбе из «Кольта 1911» / Фото: Павел Воробьев, «Вечерняя Москва»

-Вот для меня, к примеру, практическая стрельба – это вся жизнь, и да, я зарабатываю себе на жизнь тренерством. – добавляет Павел. – Более того, учитывая, что спорт молодой и педагогика в нем еще не развита, я сам разрабатываю тренировочные программы, и люди, которые выполняют мои рекомендации, действительно добиваются больших результатов. Естественно, что мои «ноу-хау» стоят определенных денег.Получается, что практическая стрельба может быть работой, но не игрой за приз. Наверное, это и к лучшему, ведь в таких условиях вырабатывается более серьезное, - «идейное», - отношение и к процессу выступлений и к подготовительным тренировкам. Хотя чего-чего, а уж идейности нашим спортсменам не занимать.

-Побеждали на силе воли, - говорит Марина Загуляева про победное выступление нашей команды на Чемпионате мира в прошлом году. – Мы обошли всех, даже законодателей мод в стрельбе – американцев. Они ходили, нос задирали, а мы их обыграли. И это при том, что в отношении российской команды была явная дискриминация: нам не разрешили выступать на своем оружии, с которым мы тренировались. Всем разрешили, а нам – нет. Психологическое давление было очень сильным и со стороны соперников и со стороны организаторов. Но тем радостнее было стоять на пьедестале победы и слушать гимн родины. Может, это сейчас избито – говорить про патриотизм, но в тот момент именно он меня и переполнял.

Марина Загуляева с пистолетом «открытого» класса. На пистолете доработаны УСМ и затворная группа, добавлен дульный компенсатор, коллиматорный прицел и насадка на рукоять для удобства перезарядки / Фото: Павел Воробьев, «Вечерняя Москва»

-А у меня тогда было чувство моральной усталости. Побеждали мы, действительно, на силе воли и в конце соревнований я чувствовал себя буквально выжатым. Причем, не физически, а именно морально. Конечно, произвели фурор, от нас такого никто не ожидал. Выступал я стиснув зубы и собрав все силы в кулак. Члены команды подбадривали: «давай, Паша, ты сможешь», и я не мог их подвести. Получилось, что кроме победы в командном зачете, я еще и в личном смог занять второе место – такого еще не было в истории соревнований.

Смотрю на ребят-чемпионов, - они молоды и красивы, в беседе спокойны и расслаблены, говорить с ними легко. Чувствуется, что надо очень сильно постараться, чтобы довести их до состояния «выжатых». Спрашиваю: а бывали ли случаи срывов у спортсменов, случалось ли кому-то «выгорать» на выступлениях?

- Нет, в нашем спорте никогда. По крайней мере, я таких примеров не знаю. – уверенно отвечает Павел. - Ведь мы работаем с оружием, и здесь если не уверен, не чувствуешь себя готовым, то просто не выходишь на рубеж. Люди с оружием очень ответственны, и психика у них крепкая, они никогда не будут творить глупостей. Я вообще считаю, что стрелки – это эталонные люди страны: спокойные, патриотичные и ответственные.Глядя на чемпионов, веришь их словам. И хочется стать похожим на них. Ловлю себя на мысли: пойду-ка, подам заявление в Федерацию практической стрельбы, и отложу денег на тренировки. На хорошее и интересное дело не жалко…

amp-next-page separator