Техники Олег Тимофеев (слева) и Владимир Горкунов (справа) проводят осмотр винта медицинского вертолета Московского авиационного центра / Фото: Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

Заморозки и снежные вихри пилотам не помеха

Общество

9 октября  Московский авиационный центр рассказал об итогах подготовки спасательных вертолетов и пилотов к работе в осенне-зимний период. «ВМ» узнала подробности.

Аэропорт «Остафьево» в Новой Москве — отсюда максимально оперативно вылетают вертолеты Московского авиационного центра. В любой момент на помощь готовы прийти пожарные и медицинские суда. Всего на службе в центре 10 вертолетов.

— В среднем за год мы спасаем примерно 800–1000 человек — это те, кого мы эвакуировали в медучреждения, — говорит заместитель командира летного отряда ГКУ «МАЦ» Алексей Диденко. — Бывает, что за сутки совершается по пять-восемь вылетов, а бывает и два-три. Но то, что вертолеты вылетают ежедневно, если позволяет погода, совершенно точно.

К осенне-зимнему периоду пилоты центра начинают готовиться в августе. Сначала обновляют свои теоретические знания. Затем пилоты принимают участие в летнотехнической конференции, на которой идет разбор наиболее тяжелых ситуаций, в которых могут оказаться специалисты. И, наконец, летная подготовка, которая состоит из двух этапов. Первый из них — так называемый «полет под шторкой». На этом этапе пилот демонстрирует навыки управления, ориентируясь исключительно по приборам.

«Шторки» бывают разной сложности и зависят от типа вертолета. Например, в машинах модели ВК 117 существуют специальные очки «слепого полета». Они сконструированы так, что в них видно исключительно приборы. А в вертолетах с большими лобовыми окнами, например, как в пожарном вертолете Ка-32А, «шторкой» служит специальная занавеска.

После прохождения первого этапа грядет второй сложнейший экзамен — пилотирование в условиях снежного вихря.

— Свежевыпавший сухой снег может подниматься под потоком воздуха, который разгоняют лопасти вертолета, — рассказал заместитель командира авиационной эскадрильи ГКУ «МАЦ» Вячеслав Каленов. — Это облако резко уменьшает видимость, что может существенно затруднить пилотирование. Чтобы быть готовым к такой ситуации, существуют тренировки «полета под шторкой».

На данный момент пилоты МАЦ сдали все экзамены, за исключением последнего. К финальному этапу они приступят после того, как выпадет первый снег.

— Одна из главных особенностей управления вертолетом зимой — сложные метеоусловия, — подчеркнул Вячеслав Каленов, который пилотирует медицинский вертолет. — Полет осложняют низкая облачность и ограниченная видимость. И конечно, пилотов нашего центра обязательно готовят к работе в таких погодных условиях.

Как правило, до октября пилоты могут подтвердить свой так называемый «минимум погоды» — это те условия, при которых они могут приступать к выполнению поставленной задачи. Скажем, успешный полет в условиях, когда край облаков от земли — 150 метров, а видимость — не больше полутора километров, считается хорошим «минимумом погоды».

— Более пятидесяти процентов летного состава нашего центра имеют очень хорошие погодные минимумы. Но мы стремимся к большему, поэтому постоянно тренируемся, — говорит Алексей Диденко.

СПРАВКА

Московский авиационный центр (МАЦ) начал работу в 2003 году. В мае учреждение отметило свой 15-летний юбилей. Вертолеты МАЦ были задействованы на таких крупных ЧС, как пожары на заводе «Серп и Молот», на складах Черкизовского рынка, в Реставрационном центре имени Грабаря, в башне «Федерация» «Москва-Сити» и других.

amp-next-page separator