Корреспондент «ВМ» побывал в гостях у режиссера Валерия Иванова-Таганского
Когда мне позвонил давнишний знакомый режиссер и писатель Валерий Иванов-Таганский и пригласил в гости в поселок Мичуринец, соседствующий с Переделкино, я не мог отказаться от уникальной возможности побывать там.
Около электрички Валерий Александрович встречал меня с лыжными палками — он поклонник скандинавской ходьбы.
— Стараюсь поддерживать себя в форме в свои 75 лет, — рассказывает Иванов-Таганский. — При скандинавской ходьбе работают все группы мышц, поэтому по поселку хожу только с палками.
И мужчина сходу начал проводить экскурсию.
— Когда Переделкино было полностью обжито, для писателей начали выделять дома в Мичуринце, — рассказывает он. — Когда я получал от Союза писателей этот дом, он находился в Подмосковье. А теперь относится к поселению Внуковскому Новомосковского административного округа.
Мы проходим мимо бывшего дома детского писателя Корнея Чуковского, произведениями которого я зачитывался в детстве. А сейчас здесь музей. Жалко, попасть туда не удалось — он не работал в этот день. Но зато когда я вошел в дом Валерия Александровича, не пожалел. Там тоже настоящий музей. Около дома — большая деревянная голова совы, которую прикрыл свежевыпавший снежок. Мужчина очищает ее и хвастается: мол, сделал своими руками — недаром ведь окончил художественное ремесленное училище. Смотрю и не налюбуюсь: деревянная скульптура — настоящее произведение искусства.
В его рабочем кабинете много афиш, посвященных различным постановкам. Бросается в глаза висящая на стене небольшая деревянная рамка с двумя фронтовыми орденами.
— Отцовы, — поясняет Иванов. — Да и я, получается, фронтовой ребенок, зачат в сталинградских окопах. Мать моя служила медсестрой вместе с отцом.
Когда она забеременела, ее отправили в тыл. Сына она родила чуть ли не на станции города Никологорск Ивановской области 18 декабря 1943 года.
— Из-за того, что я рос в непростых условиях, и стал пробивным, — рассказывает Валерий Александрович.
В детстве занимался боксом, но тянуло больше к искусству. Семья тогда жила в Риге, где служил отец — кадровый военный. После ремесленного училища Валерий поступил в театральную студию.
— Проучившись там три месяца, решил, что освоил актерскую специальность, и отправился на просмотр в Рижский театр юного зрителя. Пройдя конкурс, получил две главные роли в разных спектаклях.
Спустя какое-то время решил поступить в Щукинское театральное училище, по окончании которого в 1966 году сразу попал в Театр на Таганке. Приглянулся главному режиссеру Юрию Любимову и стал претендентом на ведущие роли в репертуаре.
С большой теплотой он вспоминает спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли. Он играл Лаэрта. Валерий Александрович смог утвердиться после того, как предложил сцену с дуэлью на скакалках.
— Когда Николай Губенко ушел учиться во ВГИК, на роль Керенского в «10 днях, которые потрясли мир» претендовало семь человек, — рассказывает мой собеседник.
Опять пришлось тренироваться с напарником, чтобы в одной из сцен подпрыгивать на плечи и произносить речь.
После этих двух ролей Иванов стал ведущим актером театра. Но на беду в это время было три человека в театре, носящих одинаковую фамилию, и все играли в одном спектакле. Валерий Александрович поговорил с Любимовым, и тот стал на всех афишах и программках ставить вторую часть фамилии — Таганский. Были потом роли Николая Первого, Дантеса, Глумова, Дамиса. И это не полный список.
При этом с 1969 по 1973 годы Иванов-Таганский учился в Литературном институте имени Горького, а в 1975-м поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Естественно, начал ставить собственные спектакли, писать пьесы. Две постановки были в Омске, о которых были прекрасные отзывы. И по рекомендации Юрия Любимова Иванова-Таганского в 1979 году назначают главным режиссером Алма-Атинского республиканского театра имени Лермонтова. В этот период он твердо отстаивал свое мнение. Например, когда собрался ставить первый спектакль в казахской столице, на гастроли с такой же постановкой собрался приехать Куйбышевский театр.
— Звоню министру культуры и прошу, чтобы привезли другой спектакль, — вспоминает Иванов-Таганский. — Вначале тот в шоке. Но стою на своем: я не боюсь провала, но не хочу, чтобы первую мою работу сравнивали. Я должен утвердиться в этом городе.
И вопрос был решен.
А на праздновании 60-летия СССР Валерий Александрович исполняет роль Ленина. На главной площади собрался весь Центральный комитет партии, прилетел даже Леонид Ильич Брежнев, которому понравилось исполнение. Все пророчили Ленинскую премию. Но, видно, что-то не срослось.
А вот уход из театра был связан с тем же Брежневым.
— Мне навязывали поставить «Целину» по 30-страничной книжице, — вспоминает Иванов-Таганский. — А я не соглашался, так как фактуры было мало. Поехал за поддержкой к Любимову, но в мое отсутствие директор согласился ставить. Я и написал заявление об уходе.
Потом режиссер вернулся в Москву, поставил спектакль с труппой Таганки и повез его на гастроли в Болгарию. Здесь и состоялось его знакомство с женой Дианой.
— Она была младше меня на 15 лет, но между нами вспыхнула искра, — рассказывает мужчина. — Тем более ей нагадали, что она встретит мужчину старше себя и с большой воды. А я же с Рижского взморья. Когда заканчивались гастроли, девушка становилась все грустнее, и я обещал вернуться.
В Советском Союзе после ухода с поста главрежа республиканского театра работу особо не предлагали. А в Болгарии у Иванова-Таганского был оглушительный успех. И Валерий Александрович поставил там несколько спектаклей. Позже у супругов родился сын — Валери.
Именно в Софии начинается плодотворная литературная деятельность, Валерий Александрович начинает много писать. В Болгарии в 1995 году выходит его повесть «Путешествие в никуда». Русский вариант назывался «Уходим в никуда».
А в 1999 году пара решила переехать в Москву.
— Жили мы в небольшой квартирке, — вспоминает Диана Иванова. — Валера писал в основном на кухне, стул упирался в холодильник. А когда тот начинал тарахтеть, то дрожал и стул вместе с Валерой — интересно было наблюдать. Жили скудно в тот период. Писал он в основном на обратной стороне рисунков сына.
Предложил повесть в «Роман-газету», а вскоре Диана зовет: дескать, какой-то Ганичев звонит.
—Не какой-то, а целый председатель Союза писателей, — воскликнул Иванов-Таганский и кинулся к телефону.
Тот редактировал «Роман-газету» и разместил произведение писателя вместе с «Бежиным лугом» Тургенева.
— Я тогда очень гордился, что мое произведение занимало две трети журнала, а у Тургенева — одну треть, — улыбается Валерий Александрович.
Именно по ходатайству Ганичева Иванову-Таганскому выделили хорошую квартиру в столице.
В «Содружестве актеров Таганки» было поставлено несколько его спектаклей. Например, «Исповедь хулигана» идет на сцене полтора десятка лет и показана уже более 500 раз.
А вот выпущенный недавно сборник пьес «Любовь со взломом» был отмечен премией «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, учрежденной Союзом писателей России, журналом «Новая книга России» и Фондом святителя Иоанна Златоуста. Кстати, пьесу «Волчий круг», вошедшую в сборник, поставил сам Иванов-Таганский в театре «Сопричастность».
В начале ноября в Калмыцком республиканском театре города Элисты состоялась премьера постановки «Почем бивень мамонта?». И на всех спектаклях — полный зал. Успешный год! Тем более что в издательстве вышла пьеса «Берия», которая удостоена очередной драматургической премии.
— Не ожидал, — делится Валерий Александрович. — Непопулярная ныне тема. Но я надеялся, что здравый смысл проявится у жюри: мы должны обращаться к истории.
Не зря Иванов-Таганский вел передачу «Искатели» на Первом канале, а по его роману «Репортеры» Юрий Кара снял четырехсерийный фильм. Кстати, его закупил Китай.
С теплотой Валерий Александрович вспоминает съемки в фильме «Брадобрей из Севильи», где он играл Дон Жуана.
— Интересно, что мой герой пел, а озвучивали его много певцов, в том числе Магомаев, — рассказывает актер. — И потом часто на творческих встречах меня просили спеть, хотя мне медведь на ухо наступил.
К своим 75 годам у заслуженного артиста России Иванова-Таганского вышло девять толстых книг. Одна из них — «Триумф и наваждение. Записки о Театре на Таганке» — переведена на азербайджанский язык и издана в Баку даже в лучшем переплете, чем в России. А романы «Обреченная на жизнь», «Грабли для сатрапа», «Семя отечества», «Грязь к алмазам не пристает», «Запрет на прозрение», «Кого отмечает Бог», «Воровская яма», «Нескучный свет» быстро разошлись в книжных магазинах.
При этом все произведения Иванова-Таганского имели положительные отзывы. Несколько лет он был секретарем Московской городской организации Союза писателей России, возглавлял ревизионную комиссию. Но его уход с поста был связан опять-таки с творческим порывом к литературной деятельности и возможностью ставить спектакли в театрах.