Антикафе: необычная бизнес-модель в новом формате жизненного пространства
А вот за время, проведенное в этих стенах, заплатить попросят. Знаменитое выражение «время — деньги» приобретает в этих стенах совершенно иной — лобовой — смысл. Антикафе — новый формат общественных заведений, где можно и отдыхать, работать.
Главной его особенностью является способ оплаты — платят только за время. Антикафе Timeterria — одно из первых подобных заведений, открывшихся в Москве.
Идея
Это уже второй проект предпринимателя Сергея Сухарева.
Начинал он с «Бабочек» — самого известного сегодня московского антикафе.
— Замысел этот родился, когда я понял, что у меня нет места для того, чтобы поработать. Пытался это делать в кафе, но там слишком шумно, да и официанты начинают коситься на посетителей, долго сидящих с одним чаем. Узнал про коворкинг — пространство для работы, где платят за проведенное в нем время. Оплата — поминутная.
Чай и плюшки — бесплатно. Я решил сделать такой же коворкинг, но добавить туда развлечений, чтобы после работы там можно было отдохнуть.
Антикафе — бизнес-модель, привлекательная в первую очередь минимальными затратами на открытие. По сути, открыть антикафе может каждый!
— Сначала мы решили, что в кафе обязательно будут настольные игры. Позже, когда увидели, что людям это понравилось, подумали, а почему бы не добавить игровую приставку? — рассказывает Сергей.
Затем в антикафе докупили интерактивный стол и сделали несколько игровых зон с настольным футболом и хоккеем.
Рабочие компьютеры, принтер и факс остались в пространстве как дополнение.
— Процесс развивается в режиме нон-стоп, мы постоянно дорабатываем идею. Наблюдая за посетителями, думаем, что еще можем привнести сюда. Словом, собираем проект, как пазл, по кусочкам, — объясняет Сухарев.
Прибыль
В Москве сейчас работает более 10 антикафе. Средний доход высчитать сложно, так как формат этого бизнеса — новый, а прибыль зависит от многих факторов: времени года (зимой посетителей больше), места, где расположено заведение.
Однако приблизительную прибыль эксперты рассчитывают, исходя из формулы «200 посетителей в день в помещении площадью 200 квадратных метров». При этих данных выходит около 1,5 миллиона рублей в месяц.
Раскрутка
Раскрутка антикафе — не самое простое дело.
— Раскрутить «Бабочек» было не очень сложно — потому что это антикафе было первым в Москве. Сейчас многие продолжают открывать подобные проекты, думая, что поминутная оплата — это до сих пор особенность, благодаря которой антикафе легко раскручивается, — рассказывает предприниматель.
Конечно, есть доля лукавства в том, что все происходит «само собой». Разумеется, чтобы об антикафе узнало как можно больше людей, приходится прибегать к профессиональным методам пиара и маркетинга.
— Но самое главное правило такое: набрав определенный контингент посетителей, нужно забыть о маркетинге. Он уже перестает работать. На этом этапе должно включиться сарафанное радио. А чтобы оно заработало, требуется так мало и так много: всего-то — чтобы людям тут нравилось, — объясняет Сергей. — А для этого нужно создать определенную атмосферу. Атмосфера — самое сложное, но от нее зависит, будет ли место битком забито или станет пустовать.
Чтобы создать атмосферу, нужно задать себе единственный вопрос: «Что нужно людям?» Не организаторам, не критикам, а именно людям.
Сложности
Первая и основная сложность заключается в том, что для того чтобы антикафе приносило прибыль, нужно научиться жестко экономить.
По словам Сергея, если делать все по схеме «открытие — бармены — менеджеры — кассиры — покупка в определенных местах», то ничего не получится. Здесь нужно уметь считать деньги. Дело даже не в скидках у поставщиков, а в том, чтобы правильно выстроить работу.
Вторая сложность — грамотный подбор персонала. С одной стороны, на нем тоже можно сэко номить: для обслуживания антикафе достаточно 2–3 человек. Но с другой стороны, эти люди должны быть многосторонними, инициативными и энергичными.
И это, между прочим, серьезная проблема. Сергей Сухарев сетует, что найти их не так-то просто, нередко такие кадры проще воспитать: — Получается, что работники без опыта нам не подходят, но и люди с опытом тоже не вариант, — объясняет Сергей. — Берешь на работу барменов, а у него устоявшийся принцип: «Я бармен, я делаю напитки! Почему вы заставляете меня разбираться в том, как включить X-box, знать, как играть в игры?» Я пытаюсь объяснить, что работая барменом в ресторане, человек должен знать вина, коктейли и так далее.
А здесь вместо коктейлей — игровые приставки.
Третья сложность — постоянный контроль. Поскольку формат антикафе — сравнительно новый, проект требует постоянного контроля организаторов.
То есть ситуация с кафе, где можно наладить работу, поставив грамотного управляющего, тут попросту невозможна. В истории с антикафе нужно вникать во все стороны его работы.
— Я присутствую здесь каждый день. Просто пока оставлять это заведение не на кого, — рассказывает Сергей. — Зато атрофируется желание пойти куда-то еще. У меня как-то образовался свободный день, я пришел, посидел и подумал, что больше я никуда не хочу.
Функциональность Помимо основной своей функции — обеспечить возможность отдыха и работы, — антикафе с успехом может использоваться для проведения различных мероприятий как ресторан.
Плюсы модели
● Первоначальные вложения — по сравнению с кафе небольшие. Но и прибыль тоже меньше.
● Вложения — от 500 тысяч до 5 миллионов рублей единовременно.
● Расходы — 400–500 тысяч рублей в месяц.
● Прибыль: антикафе площадью 200 квадратных метров может ежемесячно зарабатывать около 1,5 миллиона рублей.
● По сравнению с кафе минимальное количество документов для регистрации.
Первоначальные вложения зависят, в первую очередь, от арендной ставки. Во вторую — от «наполнения» задумки. К примеру, аренда 4-комнатной квартиры в спальном районе будет значительно дешевле аренды квартиры той же площади в центре. В качестве развлечений можно просто положить настольные игры, а можно поставить интерактивный экран. Антикафе можно оформить по классу «организация мероприятий», благодаря чему затраты уменьшатся.