Школьники Москвы и Подмосковья смогут выбирать школу внутри обоих регионов - ту, которая им удобна. / Фото: Мудрац Александра

Электронные учебники не будут дороже бумажных

Общество

Подходит к концу учебный год, а вместе с ним и небольшой образовательный эксперимент. В течение двух месяцев в 75 школах Москвы ученики под чутким руководством учителей «знакомились» с электронными учебниками.

Всего на апробацию было представлено 11 книг нового формата. Причем только две из них, по таким основным предметам, как русский и математика, были доступны через Интернет. Все остальные представляли собой CD-диски. Впрочем, они легко устанавливаются на обыкновенные компьютеры. Более того, в электронных учебниках можно создавать локальные сети. Так что, достаточно «залить» книги в одном месте, а потом через свою личную страничку пользоваться ими в другом. Система примерно такая же, как с электронным классным журналом, в который не только учителя выставляют отметки, но и заглядывают родители. Однако учебники пока еще вызывают споры.

Как отмечают учителя, принявших участие в эксперименте, два месяца – это слишком маленький срок, чтобы разобраться во всех тонкостях инновационной литературы. Именно поэтому каждая школа проводит свое методическое исследование о ходе эксперимента. Например, в лицее №1158 учителя, ученики и их родители участвуют в анкетировании.

- В первую очередь, нам важно услышать мнение родителей и детей. В классе есть учитель, который всегда поможет, а дома только учебник, - отметила директор лицея Татьяна Киркова.

По словам Кирковой, существенный плюс новых учебников в том, что они снабжены обширным иллюстративным материалом. На уроках химии, например, некоторые сложные опыты дети тут же могут посмотреть на электронных страницах. Преимущества новых учебников отметила и учитель изобразительного искусства лицея № 1158 Зульфия Губайдуллина:

- Учебники очень удобны в плане навигации. А дополнительные медиа-материалы позволяют детям расширить свои знания об искусстве. Мы с ними и в музеи, и в галереи «ходили», - поделилась своим опытом Губайдуллина.

При всем при этом, учитель рисования признает, что электронный учебник пока «сырой» и требует существенных доработок.

- Как нарисовать дерево? В учебнике есть компьютерная графика, но лучше, если это будет видео мастер-класс от настоящего художника, - заметила Зульфия Губайдуллина.

Свои пожелания и предложения она уже передала администрации школы. Они, как и замечания остальных педагогов, будут отправлены в департамент образования. К счастью, с внесением изменений в электронные книги проблем возникнуть не должно.

- Это печатные книги надо переиздавать, ждать, когда выйдет новый тираж. А здесь достаточно что-то улучшить, что-то поправить – и новый вариант книги готов. Единственное, конечно, оперативное обновление будет доступно только, когда электронные учебники станут доступны через Интернет – рассказал заведующий мультимедийным центром издательства «Русское слово» Дмитрий Цап.

По словам Цапа, доступ, скорее всего будет платным. О цене пока говорить рано, но не исключено, что электронные учебники из-за своего богатого контента будут стоить несколько дороже бумажных. Но родителей пока денежный вопрос интересует меньше всего. На данный момент они обеспокоены здоровьем своих детей. Не приведут ли "легкие рюкзаки" к резкому и массовому снижению зрения? На этот вопрос разработчикам учебной литературы нового поколения еще предстоит ответить.

Фото: «Вечерняя Москва»

КОММЕНТАРИЙ

Вениамин Каганов, первый заместитель руководителя департамента образования Москвы:

- Общий тон отзывов о введении электронных учебников положительный: и детям интересно, и учителям нравится. Конечно, есть вопросы для последующей работы. Во-первых, многие отмечают, что надо решить вопрос с «доставкой». CD – диски не всегда удобны. В дальнейшем, конечно, будем, думать, чтобы к электронным учебникам было как можно больше различных способов доступа. Вторая задача более сложная. Учебники были разные и по архитектуре, и по содержанию. На данном этапе, они такие и были нужны. Но на будущее, совершенно очевидно, что нужны какие-то конкретные, общие требования. Мы создаем условия, чтобы компании, институты, педагоги включились в этот процесс, вкладывали свои ресурсы, свой интеллект. Думаю, с течением времени, рынок электронных учебников станет достаточно обширным. И тогда мы займемся вопросом, как «доставить» их в школы. Либо это будет за бюджетный счет, либо сами семьи будут покупать (полный текст интервью читайте здесь).

amp-next-page separator